В посте про ремень от Миумау:) мне задали несколько важных вопросов о копировании, плагиате, о перерисовке чужих фотографий и проч. Я бы еще ехидно добавила про срисовывание кадров из фильмов, но не буду, ладно. Бог с ним. Но эту тему я тоже раскрою немного, так как телевизор есть у всех, а фильмов красивых много - иногда так жахнет по мозгам операторская работа, что невольно за кисточку схватишься:)
Давайте подробно и на своем примере.
ЧАСТЬ 1 (ибо в одну не уложусь) - ДИАГОНАЛИ
Когда я только начинала рисовать для книг... Кстати, не так уж и давно - с 2003 года "в стол"и для тренировок, с 2008 - профессионально. В данном случае я не оцениваю свою работу как "профессиональную" - этим термином я обозначаю лишь, что начала сотрудничать с издательствами и получать за свои иллюстрации деньги. Как Пушкин:) Оценивать собственный профессионализм публично считаю не комильфо - оценивать должны те, кто мои книги покупает и рассматривает, что там Лапшина понарисовала, и покупать ли дальше картинки с этой подписью.
Итак. Когда я только начала, своего стиля у меня не было. Естественно, потому как заиметь собственный узнаваемый стиль, только начав, невозможно. Если у кого-то вышло, то я таких не знаю. Стиль - это такой приятный бонус в личном профессиональном росте, который появляется у 90% иллюстраторов при усердном долблении в одну точку - иногда годами, а иногда и дольше. Мне понадобилось несколько лет, прежде чем кто-то сказал: "А, это Лапшина нарисовала, узнаю руку". Я помню, как листала блоги по своему имени, и тот момент СЧАСТЬЯ - мою руку узнали! Значит в поисках стиля я двигаюсь в нужную сторону! И продолжила бить в эту несчастную точку - будь она реальная на каменной стене, я бы разбила стену, наверное, своими усилиями:)
Но ведь я помню и гораздо более ранний - и важный! - момент. Момент, когда я ПОЗАИМСТВОВАЛА то, что положило начало моему собственному стилю в иллюстрации. Да, он был. Спустя полгода после его нахождения, мой френд Левконое написала мне шуточный комментарий под картинкой в ЖЖ: "У вас все по диагонали!"
Именно так. По диагонали. И никак иначе, потому что именно это "упадание по диагонали" я заимствовала у кого-то из зарубежных мэтров. Я не помню фамилию (К СОЖАЛЕНИЮ! К СОЖАЛЕНИЮ!), но этот художник - праотец моего собственного стиля. Я помню, как меня поразила ПРОСТАЯ мысль - нарисовать прямое под наклоном, который никак не оправдан с точки зрения вдолбленного в меня академического рисунка! Тот художник рисовал своё, я стала "диагоналить" своё - прорываясь сквозь вбитые намертво основы, сквозь собственное непонимание того, что мне это даст в итоге. Но мне... понравилось.! Это был маленький шажок (для иллюстрации, и огромный шаг для меня, перефразируя известное изречение:) в правильную сторону.
И вот я рисовала все под наклоном и чувствовала, как я освобождаюсь. Я не срисовывала у "праотца" - это было бы слишком скучно, слишком не то, к чему я стремилась. Я просто взяла его диагонали себе и со временем они видоизменялись. Пока моя рука не сроднилась с ними настолько, что мне стала не нужна опора в виде праотца. И однажды это заимствование перестало быть заимствованным, Да и явные диагонали ушли. Но я получила то, что мне нужно.
ЧАСТЬ 2 - КАК МЕНЯ ОЗАРИЛО ДЯДЕЙ КОЛЕЙ ВОРОНЦОВЫМ:)
Да-да, именно так. Был теплый денек, шла книжная выставка на ВВЦ, и я бродила по рядам в поисках книг по своему вкусу - чтобы картинок побольше и получше:) И набрела на книгу про Волчонка Уха, проиллюстрированную мне тогда еще неизвестным (почему-то!) Николаем Воронцовым.
Во-первых, меня поразила его подпись - "дядя Коля" (неужели настоящие иллюстраторы, КОТОРЫХ ПЕЧАТАЮТ (Оооо!...) могут быть такими несерьезными и близкими, чисто по-человечески?!) , а во-вторых - удивительная, неправдоподобно прекрасная легкость его работы! Он рисует, словно играет, словно каждую секунду своей работы смеется и хулиганит. Он рисует ЛЕГКО. Вот это было главное открытие - ЛЕГКО! Прямо магическое слово! Вот как надо рисовать - я прямо кричала бы вслух, если бы не сидела в этот момент в вагоне метро:)) А я-то... я рисую тяжело, с муками. Я вырисовываю то, что не нужно вырисовывать. Вместо кота я рисую его коготочки, вместо цветка - кусочек корешка - и у меня еще и не выходит! Зачем этот лишний бессмысленный труд, который ничего мне не дает? Мне нужна легкость. Но как этому научиться?
С такими мыслями я нашла ЖЖ Николая и внимательнейшим образом просмотрела все картинки. Я набрала его имя в поисковике и до ночи смотрела, смотрела, смотрела. Я была как Архимед, погрузившийся в ванну. Я утром, закрывшись от всего мира - шоб не позориться, я взяла карандаш и села разгадывать Дяди Колин секрет легкости - я села копировать. До точки, до штриха.
Вечером я опробовала нарисовать своего героя, но в Дяди Колиной манере. Получилась плохая копия Николая Воронцова, но... получилось же! Я все никак не могла понять, ЧТО нужно сделать, чтобы тоже... легко?
Продолжение в след.посте.