В четверг после работы я отправилась в Художественный музей. На сайте обещалось, что по четвергам музей работает до 21.00 (вход до 20.00), я приехала в 19.00.
Кассир спросила, какие выставки я хочу посмотреть в дополнение, я сказала "не знаю" (кроме основной экспозиции были три временных).
- Вы если графику любите - посетите "Сказки для детей и взрослых".
Мне уже само название почему-то не понравилось, но я доверилась чужому вкусу. Билет на фотосъемку она мне забыла дать, хотя я ей говорила, в результате пришлось возвращаться с осмотра.
Вообще, хоть раз сходить посмотреть постоянную выставку музея стоит. В целом - яркая сборная солянка, есть по одной-две картины Айвазовского нашего Ивана Константиныча, Тропинина, Боровиковского, Кустодиева, Коровина, Левитана, Лентулова (это кого я знаю). Встречаются также чьи-то шедевры, около которых встаешь и обтекаешь (шутка, просто у меня неразвитый вкус).
Ой, а кто это у нас такой тут маленький, кто это такой хорошенький?
П.Кузнецов "Киргизские дети"
Некоторые художники обладали бесконечно длинными именами,
либо давали бесконечно длинные названия своим произведениям.
("Петр 1 при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим своим судам").
И вот, я ходила по анфиладе залов в гордом одиночестве, подвергаясь пристальному вниманию смотрительниц. В последнем (как мне показалось) зале была открыта дверь в следующий, но свет там бы выключен.
- Туда нельзя заходить, здесь выставка заканчивается? - спросила я у смотрительницы.
- А вы что, всё собираетесь смотреть??? - с удивлением осведомилась она.
- Ну да, - тоже удивилась я. Музей совсем не огромен.
Смотрительница включила в зале свет (оказалось, что анфилада продолжается и дальше), пошла вперед и предупредила с ноткой металла в голосе:
- Вы последний посетитель. Осматривайте, пожалуйста, быстрее.
- Вообще у вас на сайте написано по четвергам музей работает до 9, а я пришла в 7, - возмутилась я. На часах было 19.30.
Она ничего не ответила, но в любом случае своего добилась - я обошла четыре последних зала побыстрее. Учитывая, что она еще заходила в каждый после меня, щелкала выключателем и подбоченившись одной рукой, видимо, ждала, когда я уже прекращу свой глупый фарс, - тут как-то волей-неволей захочется побыстрее освободить художественный музей от своего присутствия.
Понятно, что продвинутая администрация решила стать ближе к народу, пригласить работающих в будни культурно провести вечер (обычно музей открыт до 17.00, и работающие граждане пролетали, а до 21.00 - можно было надеяться, что подтянутся), но в целом всё опять, видимо, получилось как всегда.
Ладно, посмотрим, что я успела все-таки разглядеть.
А.Лентулов "Женщины и фрукты".
Б.Кустодиев "В комнатах зимой".
К.Коровин "Женский портрет".
Про Коровина помню такую деталь. Когда я предыдущий раз была в художественном музее, то шла за парочкой, мужчиной и женщиной неопределенного возраста. "Слушай-ка", - тоном бабушки, предлагающей внуку пирожки, сказала женщина своему спутнику, - "а давай-ка с тобой завтра с утра придем. На Коровина. (и далее озабоченно) Потому что Коровина, конечно, надо смотреть в утреннем свете". Потом они согласно подхватились под руку и с чувством ушли.
Теперь я знаю, что Коровина надо смотреть утром, поэтому он такой невзрачный у меня здесь - я-то пришла вечером.
Ох, люблю сирень.
И.Остроухов "Сирень".
Н.Иванов "Вид на Старобазарную площадь в Рязани".
Это нынешняя пл.26 Бакинских комиссаров. Белая церковь в центре - та, что стояла на пл.Свободы, крайняя справа - Вознесенская на ул.Вознесенской, слева от нее - Казанский женский монастырь на Затинной. Благовещенской и Входоиерусалимской почему-то не видно.
А.Лентулов "Городской пейзаж".
М.Канеев "Ленинград на бывшей Сенной", 1959г.
Оказывается, храм на Сенной до 60-х годов стоял (видимо, до момента строительства станции метро на его месте).
Потом я спустилась в подвал, где проводилась временная выставка со сказками, которую мне посоветовали. Там демонстрировались оригиналы иллюстраций к детским книгам, и что-то они меня тоже удивили, не меньше, чем предложение выметаться побыстрее.
Кто-нибудь видит здесь Шалтая-Болтая?
Дело в том, что это "Иллюстрация Ю.Ващенко к сказке Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье", глава 6 "Шалтай-Болтай". 1987г."
Ну да, как раз в самом конце 80-х это был мейнстрим. Я, даже когда обрабатывала фотку в фотошопе, старалась всматриваться в изображение поменьше. Бедные дети, могу только надеяться, что издание вышло ограниченным тиражом.
А вот акварель 1978 года. Прямо, как из мультфильма.
Б.Диодоров, иллюстрация к повести С.Лагерлёф "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона".
По большому счету, остальные иллюстрации были уровня Юрия Ващенко. То есть, наверное, тоже получившие Золотую медаль международной биеннале иллюстрации в Братиславе, как и он (я не поленилась и погуглила, что вообще за товарищ такой), но как-то заставляющие засомневаться даже в собственных умственных способностях после просмотра.
Чтобы Ващенко вдруг не приснился - предлагаю вглядеться напоследок в Боровиковского и ощутить умиротворение, целебным бальзамом пролившееся на истерзанную душу. Это 1790 год.
В.Боровиковский "Дети с барашком".
Уходя, бросим взгляд на парадную купеческую лестницу (дом принадлежал Рюмину - виднейшему рязанскому богачу).
Да и закроем за собой тяжелую входную дверь
Общее впечатление - не была я тут 15 лет - и еще 15 не буду и даже как-то не жалко да нормально всё, хороший музей, ну не повезло с теткой, да, люди всякие бывают, но это же не значит, что нужно перестать ходить вообще, самой же себе сделать хуже, где еще ты сможешь посмотреть шикарного Коровина, застенчивого Левитана, изящного Тропинина, гравюры Пожалостина с двумя голыми толстыми мужиками... Что? Да, и такое тоже там есть.
***
В пятницу я собиралась отправиться в аквапарк "Акапулько" на 1 час по минимальному тарифу (сомневаясь, что я высижу там час, так вроде поплавал 5 минут - и пошел). Вообще неудобно было идти. Если музеем еще можно перед собой оправдаться (и перед воображаемыми людьми вокруг), ну типа я же культурный человек, то позволить себе детское развлечение никак почему-то было нельзя. Но, забегая вперед, - всё-таки я туда отправилась.