![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0862.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0788.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0792.jpg)
Давно не брал я в руки шашку… или шапку… или папку… или …
В общем, давно мы не видели настоящую русскую зиму. Особенно под прикрытием ОМОНа. Особенно в приятной компании старых знакомых блогеров.
Встреча была ранняя, восемь утра, да еще непонятно, около какого из выходов метро. Меня подвела банальная логика - мы вышли на ту сторону, с которой едут машины из центра, а оказалось, что микроавтобус МВД стоит с противоположной - там разворот есть для автобусов. Но многие подумали также как я, поэтому скучно в ожидании не было. А потом разобрались.
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0606.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0607.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0609.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0616.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0621.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0625.jpg)
Сначала нас доставили на базу Московского ОМОНа в Строгино. Там расположен жилой комплекс омоновцев, учебные корпуса, музей воинской славы и еще много разного, что в этот раз нам (блогерам и журналистам) не показывали. Журналисты (в основном телевизионщики) приехали туда же на своих машинах, чтобы встроиться в общую колонну. Так, в день траура по погибшим в Домодедово, колонна спецтехники ОМОНа и прессы отправилась в «чисто поле» за пятидесятый километр. Официально мероприятие называлось «Тест-драйв на выживание «железных зверюг». Основные участники - пять БТР-80 и три СПМ-2 «Тигр». Автопробег в целях повышения уровня профессионального мастерства милиционеров-водителей, отработки мастерства вождения специальной техники по бездорожью и сражения со снежными преградами.
Выехали, перекрыв на некоторое время движение автотранспорта по МКАДу. Смельчаков, пытавшихся влезть в нашу длинную металлическую струю, останавливали громким рыком из динамиков «тигров»: - «Немедленно покиньте колонну!» Особо настырных осаживали сопровождающие нас гаишники, не знаю, какой штраф предусмотрен «за попытку вписаться в колонну спецтехники», но думаю, не маленький.
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0634.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0643.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0646.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0652.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0653.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0654.jpg)
Шли дружно. Уже на Волоколамке один из БТРов оступился на скользкой трассе и почти ушел в кювет, но обошлось. Только постояли тройку-пятерку минут (половина выкуренной сигареты) и двинулись дальше. Попутно пересадили замерзшую девушку из «Тигра» на более теплое место (в машину сопровождения ДПС) - в нашем отказалась работать печка. Попытки ее починить во время краткой остановки на маршруте, увы, успехом не увенчалась. Да, мы ехали в затянутом изнутри маскировочной тканью «тигре», где по штату три бойца (водитель, механик, штурман) и еще пять посадочных мест. Ехали с телевизионщиками канала «Столица». Оператор снимал дорогу с нашей, весьма растянувшейся колонной, через лобовое стекло (кстати, довольно грязное), а еще можно было снимать, высунувшись в верхний люк, но холодно. Окна в «тигре» не открываются, открываются только маленькие круглые бойницы для оружейных стволов - они на каждом окне. Остальным операторам приходилось обгонять колонну, выходить на холод и снимать с обочины проходящую технику. А некоторым блогерам-журналистам пришлось ехать в КАМАЗе с зарешеченными стеклами, правда в нем было ОЧЕНЬ тепло.
Скорость в колонне максимум 50 км/час. Хотя БТРы могут по шоссе развить скорость до 100, а «тигры» и до 140 км/час - омоновцы говорят, уже пробовали, даже сигналить тогда не нужно - все мерсы и порши сами в стороны разбегаются. Особенно с блондинками за рулем.
Дорога до места назначения заняла пару часов. Сначала на обочине остановились все легковые машины и большой оранжевый эвакуатор. Спецтехника же резко свернула в чистое поле и, прокладывая себе путь по снегу, двинулась в поисках места стоянки.
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0759.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0765.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0933.jpg)
Поле было выбрано случайным образом, никогда раньше здесь учения не проводились, просто договорились с администрацией района (деревня Онуфриево), та сказала «всегда пожалуйста, дорогой ОМОН» - и вот мы тут.
Солнце весело освещает пространство. Ляпота. Красота. Холодрыга. Обледеневшие фантастические деревья выстроились вокруг поля. Снег проседает до полуметра, а местами и еще больше. Среди него резко выделяются сверкающие на солнце осколки ледяной корки, а местами и странно-непривычно торчащие вверх сосульки (как будто там, под снегом, еж-переросток притаился), от декабрьских «ледяных дождей» и прочих погодных аномалий.
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0722.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0762.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0752.jpg)
Первым делом - освободить полевую кухню, ее добросовестно тащил всю дорогу на себе один из «тигров».
Вторым - высадить из теплого брюха КАМАЗа блогеров-журналистов, чтобы ехать за следующей партией таких же, оставленной у легковушек на шоссе. «Набрали гражданских по объявлению», - беззлобно ругается сержант, критически осматривая курточки на рыбьем меху и московскую обувку некоторых, глядя, как они спотыкаются в снег и начинают вытряхивать оный из своих городских ботинок.
А вот БТРы и «тигры» уже не удержишь в колонне, они уже носятся по полю, вздымая клочьями и клубами снег, преодолевая заносы и укатывая наст. Словно дети в чехарду играют. Разминка перед учениями.
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0732.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0745.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0747.jpg)
По словам Валентина Топоркова, зам. командира Московского ОМОНа и Руслана Займенцева, начальника служебно-боевой подготовки отряда ОМОН ГУВД Москвы, главная задача учений - отработать навыки управления техникой по бездорожью. «Бойцы должны выполнить три основных упражнения: движение по снежному полю с изменением скоростных режимов, совершение различных маневров, в том числе, «восьмерки», и движение по пересеченной местности в условиях зимы», - разъяснил он блогерам.
«Вообще-то застоялись мы на базе. Техника не любит теории, ей практику подавай, - говорит один из водителей, - Мы, конечно, сдаем квалификацию каждый месяц, но на учебной трассе это одно, а по бездорожью совсем другое. Вот перед нами чисто поле, да? А кто знает, где там выбоины, или ямы, или лед под каким сугробом залег? Вот то-то и оно - тренироваться надо, причем желательно больше, чем один раз за зиму. Не будешь ездить, будет как в плавании - утонуть не утонешь, а вот скорость, сноровку и умение растеряешь, да еще машину угробишь и ребят подведешь. А нам этого нельзя». «А противника лучше испугать сразу показом своих умений, а не вступать с ним в бой», - добавляет неторопливо второй боец. Вот она - правда жизни московского ОМОНа - «лучше сразу запугать, чтобы не лез». Так всем спокойнее будет. И то верно!
О самих учениях лучше фоторепортажа Алексея Салтыкова я не расскажу, смотрите сами.
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0655.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0659.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0661.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0662.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0669.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0671.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0675.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0676.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0683.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0686.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0687.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0688.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0695.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0699.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0705.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0709.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0714.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0718.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0724.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0740.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0753.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0757.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0775.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0777.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0781.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0783.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0787.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0797.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0798.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0800.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0802.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0809.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0810.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0817.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0824.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0825.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0831.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0834.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0836.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0837.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0841.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0846.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0850.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0856.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0857.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0858.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0859.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0866.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0868.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0908.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0913.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0915.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0917.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0923.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0925.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0929.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0931.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0946.jpg)
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_0951.jpg)
В заключение - огромная благодарность всему личному составу, особенно от блогеров-журналистов за катания на броне, в суровой на вид, но комфортной и практичной изнутри спецтехнике, и обед, над которым повара старательно и умело трудились все время учений. Каша рисовая с тушенкой и дымком. Вку-у-усная!!! Сало и соленые огурцы (из личных запасов повара). Хлеб. Чай. Булочки разные. А блогерам-журналистам еще и наливали по паре рюмок водки - для сугрева.
Дорога домой всегда короче, особенно за разговорами, все блоггеры переместились в БТРы и «тигры» - оттаяли, что называется. Кстати, неработающая по пути на учения печка в «тигре» после сеанса трудотерапии, проведенного над ней бойцами и механиками ОМОНа смилостивилась, и на обратной дороге грела машину изо всех своих сил… Большинство народа устало дремало в тепле…
![](http://ljplus.ru/img4/a/n/annok/th_gruppa.jpg)
На прощание сфотографировались у памятника бойцам на базе и расстались до новых встреч, а их обещают много. Ведь ОМОНу есть, что показывать.
Как обычно, все фотографии Алексея Салтыкова©.