Сан-Паулу: про историю одного музыкального протеста

Dec 15, 2016 08:48


Две моих недавних истории из фейсбука про не совсем смешное, видео и присказка

12/12/2016 - Часть 1

Как будто жизнь хочет сказать мне, что полумер не бывает... Помните, я вам недавно рассказывала, что в нашем новом музыкальном спектакле хора медицинского университета по песням бразильского автора Ленине появилась сцена с обнаженной натурой? С прекрасной девушкой с изящными татуировками и аккуратно подровненными волосками, выплывающей из четырехсотлитрового мусорного мешка в драматической песне "Vivo" - "Живой"?


  ...А новый мэр нашего города, миллионер, которого выбрали вместо социалиста, который тянул через весь Сан-Паулу велосипедные дорожки, так вот, этот самый новый мэр назвал Сан-Паулу "живой мусоркой". И заодно покончил с Днем Музыки, который в Сан-Паулу проводят уже десять лет - издал приказ, по которому в центре города музыкальных мероприятий в ту ночь больше не будет, а будет одно официальное шоу на окраине города на автодроме. Я очень хорошо помню День Музыки - Virada Cultural - этого года. Наш хор пел в полночь в зале возле Муниципального Театра, обычно вонючие и опасные улицы долины Аньянгабау были залиты светом, музыкой и запахами кукурузы и пирожков, везде были люди, и мы даже потолклись потом в толпе в три утра, гляда издалека на Элбу Рамальо. Как будто в каком-нибудь Мюнхене в Октоберфест. Да, и зал на концерте хора в полночь был полный.

Все мои друзья артисты приняли нового мэра в штыки. А когда он сказал "живая мусорка", то поднялся весь хор. Так как у нас в спектакле есть песня "Живой", и это как раз та, где все поют с мусорными пакетами, ребята решили в знак протеста исполнить ее сегодня перед Палатой Депутатов. Сделали флаер - вот он, внизу, с реальным кадром из нашего мюзикла - и решили, что идут все, кроме меня и девочки из Чили (иностранцам участвовать в политических манифестациях в Бразилии запрещено под угрозой немедленной депортации), а также, что наш дирижер будет только смотреть, чтобы не подводить университет, который он представляет и от которого получает зарплату.

В такой ситуации остро ощущается, насколько влияет мнение референтной группы. Я-то опасливая брюзжалка, как давай вчера спрашивать:
   - А разрешение на манифестацию перед Палатой получать нужно было?
   - Нет, это же протест!
   - А вы будете исполнять со сценической постановкой?
   - Да, конечно, все берут с собой мусорные мешки.
   - И обнаженная натура будет?
   - Конечно, это же ключевой момент.
   - А если дождь?
   - Ну промокнем!

После этого я уже не стала спрашивать, что в принципе грозит участникам за исполнение под окнами Палаты Депутатов протестной песни и показ обнаженной натуры в центре города. Никто не волнуется, и сразу после протестной акции у нас в хоре праздник конца года, дом с бассейном и сценой уже снят. Все уже настроились, а я все равно не знаю, что можно и что нельзя в таких случаях по бразильским законам. Пойду сегодня туристом, буду смотреть, фотографировать и переживать за своих. Если их будут разгонять слезоточивым газом, а обнаженную девушку увезут в кутузку, я сильно расстроюсь. Впрочем, каким бы ни был исход, сегодня я узнаю о Бразилии что-то новое!

12/12/2016 - Часть 2

А вот и продолжение истории о том, как наш хор выходил на протестный акт перед Палатой Депутатов в это воскресенье. Почему в воскресенье? Потому что задача была снять видеоролик, а не пугать обнаженной натурой этих конкретных депутатов.

Воскресенье, дождливый послеполдень. Я бреду по широким мостам центра города и спрашиваю у прохожих, где Палата Депутатов. Никто не знал!, пока я не спросила какого-то бомжа. Он спросил - а что вам там нужно? Я сказала - у меня там друзья собираются на акцию! - А-а-а, ну так это вон те, наверно, в светлой одежде с черными мешками. Так я их и нашла. Все пришли веселые, заведенные, несмотря на дождь. Записали аудио песен. Аккуратно повесили сумки на заборчик, составили обувь в рядок, и пошли через дорогу босиком.

А я такая паникерша.
   - Ой, а вот этот в черном, это не охрана?
   - Да это частный охранник, ему все равно.
   - Сколько песен вы будете снимать?
   - Прогоним последние две песни спектакля два-три раза, чтобы с разных ракурсов снять...

Два-три раза, с обнаженной натурой в центре города перед Палатой! И они спокойны, как слоны. Не обкуренные студенты, а врачи, физиотерапевты, логопеды (у нас медицинский университет с шикарным логопедическим отделением), служащие префектуры и учителя. У девочки, которая все придумала и организовала видеосъемку, вообще трое детей. И вот они спокойно идут босиком через дорогу в дождь, а я бегаю вдоль бордюрчика и переживаю. Бойфренды, боевые подруги, мы с чилийкой и наш дирижер остались с этой стороны улицы, сторожить сумки и обувь и общаться с бомжами, которые заинтересовались происходящим.

Потом я не выдержала, пошла вдоль дороги, чтобы поснимать с той стороны, оказалась под зонтиком с чьим-то бойфрендом. Вот хор начинает петь... развертывает мусорные пакеты... ударяет пакетами в такт, все, как мы делаем на сцене... спрятались в пакеты... потом появлется лес рук, "я еще живой"... сваливают пакеты кучей, отходят в стороны... и тогда наша обнаженная Джой медленно поднимается из этой мусорной кучи. Грудь вздымается, она вся открылась дождю и ветру, машины притормаживают, народ из окон свешивается под зонтиками, но ничего страшного не случилось. Только прохожие обменялись репликами за моей спиной.

- Да она голая! Во дает! Сейчас сфоткаю.
   - Хм, а у нее там волосы, такая лихая, а старомодная. Тут бритва не помешала бы!
   - Ха-ха-ха!
   Чей-то бойфренд под моим зонтиком покачал головой.
   - Боже мой, что за люди! И вообще, волосы в промежности гораздо лучше, чем воспаленные красные пятна после депиляции воском.

Я люблю тебя, чей-то бойфренд!

Ну а потом хор повторил все это ещё раз, и во второй раз я уже не бегала трагично вдоль бордюрчика с фотоаппаратом, а вернулась к ждущим под козырьком. Происходящее приобрело привкус нормальности. Бомж одолевал нашего дирижера.
   - Ну что, толстячок, как дела?
   - Мне неприятно, когда вы так меня называете.
   - Тогда - крепенький?
   - Моё имя Эдуардо!

Потом ребята под дождем побежали обратно, прикрываясь пакетами, и только тут приехала полиция. По-видимому, ее вызвали охранники Палаты. Полиция сделала пару кругов, бибикнула, помахала нам из окна и уехала. Разве можно серьезно реагировать на жалобу "Ах, там перед Палатой поют люди и с ними голая девушка"?

У меня запас опасливости и ворчания еще не кончился, поэтому потом, уже в машине, по дороге на праздничную новогоднюю вечеринку всех хоров нашего дирижера, я продолжала спрашивать.
   - А я думала, нельзя выступать перед Палатой без разрешения.
   - Мы же были на мостовой, это публичное пространство. Оно принадлежит народу. Да и в саму Палату может зайти любой, это все наше.
   - Как так?
   - А как еще? У меня подруга работает в Палате, она рассказывает, что к ним на сессии часто заходят бомжи погреться. Это ладно, но иногда они выходят к микрофону и несут всякую чушь... и все равно их нельзя убрать, потому что это место принадлежит нам всем. Любой имеет право зайти на сессию Палаты Депутатов.

Ой.

Ну а потом до поздней ночи шед праздничный капустник на сто человек, и мы уговорили нашего дирижера станцевать у шеста ("Тебе нужны упражнения, чтобы тебя не дразнили бомжи во время протестных акций!"), а я научила всех петь "Во поле береза стояла" на два голоса каноном. Очень красиво получилось.

А видео по ссылке:
https://www.dropbox.com/s/ady3ov1077rbq3x/Lixo%20Vivo_%20Final.mp4?dl=0

И присказка.

15/12/2016

...И завершающая история в дополнение к тому, что, оказывается, прийти на заседание в Палату Депутатов города имеет право любой бразильский гражданин, включая бомжей, которые иногда заходят погреться и поговорить в микрофон.

У меня многие бразильские друзья часто постят на тему "Будет такое-то голосование! Приходите с плакатами, нужна ваша поддержка! Если вы не покажете, что вам не все равно, дело с место не сдвинется!" Я не очень внимательно вчитывалась, думала, какие-то протестные инициативы, в которых мне как иностранцу участвовать все равно запрещено. А вчера вчиталась, куда зовут-то. Например, 16го декабря в Палате Депутатов Сан-Паулу будет голосование по превращению Сан-Паулу в Город Музыки (пока старый мэр еще на месте). И музыканты пишут - внимание, Палата cкоро уйдет на каникулы, они запросто могут не успеть проголосовать за закон, если вы музыкант, если вам не все равно, приходите на голосование в Палату с плакатами, вас должно быть много, они должны видеть, что мы ждем решений. И всех пускают!

Почитала правила на сайте Палаты. И правда, обсуждения законов проходят публично и любой гражданин имеет право на них присутствовать. На заседаниях всегда есть место "Народной Трибуне", где желающие "из народа" могут выйти к микрофону и выразить свою позицию. Это, пишут, приближает депутатов к народу. Поэтому мой хор так хладнокровно пел на мостовой перед зданием Палаты, о чем вообще речь?

В сетях ходит петиция против роспуска Симфонического Духовного Оркестра Штата Сан-Паулу, с которым планируют покончить с января. Неужели правда?

Cан-Паулу, Бразилия, про_ЭТО, обычаи, хор_unifesp

Previous post Next post
Up