"Это начиналось с шутки. Четыре года назад житель Манхэттена Марк Штёкле одним воскресным днем наблюдал, как его 19-летняя дочь Кейт жадно поглощает суши с лососем, обильно смазанные васаби. В суши дочь разбиралась не хуже, чем он, биолог из Рокфеллеровского университета и орнитолог - в птицах. В тот день он рассказывал Кейт о том, что разные виды птиц можно различить всего по одному гену - гену дыхательного фермента. Структура этого гена у каждого вида уникальна, поэтому она может служить опознавательным знаком, который отличает конкретный вид животных от любого другого. Кейт, лениво жуя, спросила, сможет ли отец, если он такой умный, по одному гену отличить роллы с макрелью от роллов с угрем.
Уже через неделю Кейт с подружками вместо уроков биологии ходили по японским ресторанам, заказывали суши и собирали образцы: это было их совместное с Рокфеллеровским университетом полевое исследование. Полоски мяса в маленьких пластиковых колбах в фирменной упаковке экспресс-почты DHL - в таком виде образцы рыбы встречал студент Юджин Вонг в канадском Гуэльфе. В лаборатории он выделял из них ДНК и отрезал фрагмент, кодирующий дыхательный фермент, - ту самую «этикетку», по которой можно опознать вид рыбы.
Выяснилось, что четверть образцов не соответствует названиям. То, что продавалось как деликатесное мясо длинноперого белого тунца, альбакора, оказалось обычной искусственно выращенной тилапией, а икра летучей рыбы заменялась икрой корюшки. Все самозванцы в действительности стоят в несколько раз дешевле сортов, за которые их выдавали.
Неожиданно для себя Кейт стала автором самого шумного за долгие годы потребительского разоблачения: результаты ее исследования публиковала The New York Times и цитировал Time, а некоторые СМИ, например The Boston Globe, и сами провели подобные расследования, подтвердив выводы школьницы. Кейт не стала разглашать в прессе названия ресторанов, торговавших фальшивками, но добилась большего: спустя два года американское Управление по продовольствию и лекарствам ввело обязательное генетическое «штрихкодирование» морепродуктов. Теперь все поставщики рыбы обязаны проводить ДНК-тестирование своего товара и включать результаты в сопроводительные документы - несоответствие карается законом".
"Вокруг света", № 9, 2012
И ещё, теперь уже не только рыба:
NYC Students Reveal Food Fraud with DNA Barcoding