On analytical and mystical thinking

Dec 17, 2004 19:01


Hermann Hesse's Narcissus and Goldmund



Goldmund and Narcissus meet again shortly before Goldmund's death; they talk about thought and image, analytical and mystical thinking, theory and application of theory:

-  Я очень рад этому,- ответил Нарцисс, произнося свои слова точнее и отточеннее,  чем  когда-либо.  Ты  можешь  в  любой  момент устраивать  себе мастерскую,   я  тотчас  же  прикажу  кузнецу   и  плотнику   быть  в  твоем распоряжении.  Располагай  материалом  для работы,  который есть здесь,  что нужно заказать, привезти,  на это составь список. А  теперь выслушай, что  я думаю о  тебе и твоих  намерениях! Дай мне  немного времени, чтобы  выразить
себя: я  ученый  и попытаюсь представить себе дело с точки зрения мыслителя, другого языка у меня нет. Послушай  меня еще раз, как терпеливо ты это делал когда-то в прежние времена.
     - Я попытаюсь. Говори.
     - Вспомни,  как я еще в наши школьные годы  иногда говорил,  что считаю тебя художником. Тогда мне казалось, что из тебя вышел бы поэт; при чтении и письме у  тебя была  определенная антипатия к  понятиям и  абстракциям, и ты
особенно  любил в  языке слова  и  звуки,  которым  свойственны  чувственно-поэтические качества, то  есть  слова, при  помощи которых можно себе что-то представить.
     Гольдмунд перебил:
     - Прости, но эти понятия  и абстракции, которые ты предпочитаешь, разве они не представления и образы?  Или  ты употребляешь и любишь для выражения мысли действительно слова, за которыми ничего нельзя себе представить? Разве можно вообще мыслить, не представляя себе что-нибудь при этом?
     -  Хорошо,  что  ты  спрашиваешь! Но,  разумеется,  можно  мыслить  без представлений!  Мышление  не имеет  с  представлениями  ничего  общего.  Оно осуществляется  не в образах,  а в  понятиях и  формулах.  Именно  там,  где
кончаются образы, начинается философия. Это и было как  раз то, о чем мы так часто спорили  в  юности: для тебя  мир состоял из образов,  для  меня - из понятии.  Я все  время  говорил тебе, что  ты не годишься  в мыслители,  я и
говорил также, что это не является недостатком, потому что ты владеешь миром образов.  Будь внимателен, я поясню. Если бы ты вместо  того,  чтобы идти  в мир, стал мыслителем,  то  могло  бы  случиться  непоправимое.  Ты  бы  стал
мистиком.  Мистики - это, коротко  и несколько  грубо  говоря, те мыслители, которые  не  смогли  освободиться  от  представлений,  то   есть  вообще  не мыслители.  Они  втайне  художники:  поэты без стихов,  художники без кисти,
музыканты  без  звуков.  Среди  них   есть  в  высшей  степени  одаренные  и благородные умы, но они все без исключения несчастные люди. Таким  мог стать и ты. Вместо этого ты, слава Богу, стал художником  и овладел миром образов, где  ты  можешь быть творцом  и  господином,  вместо того  чтобы  оставаться незадачливым мыслителем.
     - Боюсь,-  сказал Гольдмунд,- мне никогда не  удастся постичь  твой мир мыслей, где думают без представлений.
     - О, напротив, ты сразу все поймешь. Слушай: мыслитель пытается познать и представить  сущность  мира путем логики. Он знает, что  наш  разум и  его инструмент, логика, несовершенны - точно  так  же, как знает умный художник,
что  его кисгь или  резец никогда не сможет в совершенстве выразить сияющую сущность  ангела  или  святого, и  все-таки  оба  пытаются,  и мыслитель,  и художник,  каждый по-своему. Они  не могут  и не смеют иначе.  Ведь стремясь
осуществить  себя  с  данными ему природными  дарами,  человек  делает самое великое и  единственно осмысленное,  что может. Поэтому я так часто  говорил тебе  раньше:  не  пытайся подражать  мыслителю или аскету, а  будь  собой,
стремись осуществить себя самого!
     - Я тебя почти понял. Но что значит, собственно, осуществить себя?
     -  Это философское  понятие, я  не  могу это выразить  иначе. Для  нас, последователей Аристотеля и святого Фомы, наивысшим из всех понятий является совершенное бытие. Совершенное бытие есть Бог. Все остальное, что есть, есть
лишь  наполовину,  отчасти, оно в становлении, смешанно, состоит из возможностей. Но Бог не смешан. Он един, Он не  имеет возможностей, являясь целиком и полностью действительностью. Мы же преходящи, мы в становлении, мы
являемся возможностями, для нас нет совершенства, нет полного бытия. Но там, где  мы перешагиваем от потенции к делу,  от возможности к осуществлению, мы участвуем в истинном бытии, становимся на одну йоту ближе к совершенному  и божественному. Это значит: осуществлять себя. Ты должен знать этот  процесс по собственному опыту.  Ведь ты  художник  и сделал  несколько фигур.  Если какая-то фигура тебе действительно удалась, если ты освободил  портрет какого-то  человека от  случайного и выразил  в чистой форме -  тогда ты как художник осуществил образ этого человека.
     - Я понял.
     - Меня ты видишь, друг  Гольдмунд,  в таком месте и на таком  служении, где моей природе легче всего осуществить себя. Я живу в общине и в традиции, которые  соответствуют  мне и помогают.  Монастырь  не небо, и здесь сколько
угодно  несовершенства,  и  все-таки благопристойная монастырская жизнь  для людей моего склада несравненно более способствует осуществлению, чем жизнь в миру.  Я  не  хочу  говорить  о морали,  но  даже  чисто практически  чистое
мышление,  упражняться в  котором и учить  которому является  моей  задачей, требует  зашиты от мира. Так что здесь, в  нашем монастыре, мне было гораздо легче  осуществить  себя,  чем пришлось тебе. То,  что  ты, несмотря на это,
нашел  путь и стал художником, просто восхищает меня. Ведь тебе было намного труднее.
     Гольдмунд смущенно покраснел от  похвалы  и  от  радости. Чтобы отвести внимание, он перебил друга:
     - В основном, что ты сказал мне, я понял. Но одно все-таки не умещается у меня  в голове: то, что  ты называешь чистым мышлением, то  есть твое  так называемое мышление  без  образов и оперирование словами, за которыми ничего нельзя представить.
     - Ну  на  примере  ты  поймешь  это.  Подумай-ка  о  математике!  Какие представления  содержат числа? Или знаки плюс и минус? Какие образы содержит равенство? Ведь никаких! Когда  ты решаешь арифметическую или алгебраическую задачу,  тебе  не  поможет никакое  представление, а  ты решаешь при  помощи выученных форм мышления формальную задачу.
     - Так, Нарцисс. Если ты напишешь мне ряд чисел и знаков, то безо всяких представлений  я  смогу  решить  задачу, руководствуясь  плюсом  и  минусом, квадратами, скобками и так далее. То есть  я мог это когда-то, сегодня я уже
не в состоянии  этого сделать. Но я не  могу  себе помыслить,  чтобы решение таких   формальных  задач  могло  иметь  какое-то  другое  значение,   кроме ученических упражнений. Научиться считать  - это, конечно, очень хорошо. Но,
по-моему, бессмысленное ребячество всю жизнь просидеть за такими задачками и вечно исписывать бумагу рядами цифр.
     -  Ты  ошибаешься,  Гольдмунд.  Ты  предполагаешь,  что этот  прилежный счетовод все время решает новые школьные задачи, которые задает ему учитель. Но ведь он и сам может ставить перед собой задачи, они могут возникать в нем как  настоятельная  необходимость.  Нужно  вычислить  и  измерить  некоторое действительное и некоторое мнимое пространство, прежде чем решаться думать о проблеме пространства вообще.
     - Ну да. Но проблема пространства как проблема чистого мышления кажется мне тоже не тем  предметом, которому человек  должен отдавать свой  труд  и тратить годы. Слово  "пространство"  для  меня ничто и не стоит размышления,
пока  я  не  представлю себе  действительное пространство, что-нибудь  вроде звездного пространства; рассматривать и измерять  его кажется мне, во всяком случае, не пустой задачей.
     Улыбнувшись, Нарцисс вставил:
     - Ты, собственно, хочешь сказать, что ни во что не ставишь мышление, но признаешь применение мышления  в практическом и  видимом мире.  Я  могу тебе ответить: в  случаях применения нашего мышления и в  воле к нему у  нас  нет недостатка. Мыслитель Нарцисс, к примеру, находил применение своему мышлению как по отношению к своему другу Гольдмунду, так и к  любому из своих монахов сотни раз и  делает это постоянно.  Но как же он мог бы применить что-то, не изучив и не узнав на опыте? И  художник ведь постоянно тренирует свой глаз и фантазию,  и  мы  узнаем   о  его  опытности,  когда  он   даже  в  немногих действительных произведениях проявит себя. Ты не можешь отбрасывать мышление как таковое, одобряя его применение! Противоречие налицо. Итак, позволь мне спокойно думать, и суди мое мышление по его воздействию, точно так же я буду судить о твоем искусстве по твоим произведениям.

Previous post Next post
Up