Вернее всего, именно так решил российский металлохолдинг Мечел, остановивший производство на Донецком электрометаллургическом заводе с 16 ноября и до лучших времен. По расчетам заграничных акционеров лучшие времена должны наступить уже весной. А вот сбудутся ли такие прогнозы - гадают все участники рынка. К тому же проблемы российского холдинга не ограничиваются лишь украинской дочкой. Потери преследуют Мечел по всем фронтам...
Собственно ДЭМЗ и стал-то мечеловским активом совсем недавно: сделка с российским консорциумом Альфа Групп по покупке завода была окончательно закрыта в декабре 2011 года. Стоимость и условия - вполне приемлемы: $537 млн. с рассрочкой выплат на семь лет. Если учитывать, что еще в прошлом году все заводы отрасли упорно взбирались к докризисным показателям выплавки и доходности, продажа такого завода профильному холдингу не вызывала сомнений. Но грянул кризис. И уже в сентябре 2012 года Мечел объявили распродажу своих активов. Эксперты пояснили такие шаги непростой долговой ситуацией в российской группе. Уже по итогам первого полугодия 2012 года холдинг получил убыток $605 млн., а общий долг к началу сентября вырос до $9,4 млрд. Но только ли кризис виновен в этом?
Американские горки показателей
Наиболее вероятная причина остановки ДЭМЗ, которую называют эксперты отрасли, это проблема с поставками сырья. После падения спроса на сталь начало лихорадить и рынок металлолома - основного сырья для электрометаллургов. Но у нас сказался еще один немаловажный фактор: Виктор Пинчук завершил строительство своего нового сталеплавильного завода Интерпайп Стиил. Причем довольно значительная часть из общей стоимости проекта в $700 млн. была потрачена как раз на создание заготовительной сети для сбора металлолома. А покупать готовые партии на рынке в условиях мигом образовавшегося дефицита стало попросту невыгодно. Поэтому металлургические предприятия, вынуждены были также увеличивать долю жидкого чугуна в сталеплавильной шихте. Среднее содержание чугуна в шихте на 30-50 кг/тонн больше, чем в 2011 году, а в общем объеме выплавки стали около 1,3 млн. тонн лома было заменено чугуном.
С другой стороны, экспортные поставки непрерывнолитой стальной заготовки, основного продукта для ДЭМЗ, резко замедлились. И если в 2011 году прирост выплавки на ДЭМЗ составил 29,4%, то средний по стране прирост составил примерно 6%. А к началу ноября, при падении показателей производства стали в Украине на 6,6%, Донецкий ЭМЗ сократил ее выпуск почти на 44%. Это уже не работа, а какие-то американские горки получаются: то вверх, то вниз.
Догнать и перегнать Европу.
Тем не менее, винить лишь донецких металлургов в нерасторопности и дилетантстве нельзя. Кроме ДЭМЗ Мечел также в ноябре 2012 года временно приостановил электросталеплавильное производство на заводах "Мечел Тырговиште" и "Дактил Стил Оцелу Рошу" в Румынии. В декабре также будет временно приостановлено производство на "Мечел Тырговиште", и на предприятиях "Дактил Стил Бузэу", "Ламинорул Брэила" и "Мечел Кымпия Турзий". Поэтому на фоне румынских потерь Мечела наши украинские проблемы как-то сами по себе блекнут.
Вслед за падением спроса и объемов производства в Мечеле обнаружились и финансовые сложности. Компания Мечел-Майнинг, что объединяет горнорудные активы Мечела, так и не смогла извлечь пользу от 250 млн руб. потраченных на подготовку к IPO. Ввиду непростого финансового положения Мечела от привлечения капитала решили воздержаться.
Тем не менее, иногда создается впечатление, что Мечел сам создает проблемы. Чего только стоит история с закупкой рельс для российских железнодорожников. Еже в марте глава РЖД Якунин заявлял, что российские рельсы нового стандарта для скоростного и высокоскоростного движения превосходят японские по цене и по качеству. В пример он приводил продукцию Мечела. Но уже к апрелю в РЖД сменили фаворита гонки за качеством на Евраз. А поскольку ни тот, ни другой концерн не справились с контрактом, РЖД пришлось как и раньше 100-метровые рельсы закупать у Nippon Steel. Значительно дороже. Другими словами, если в Украине металлурги только говорят о развитии внутреннего рынка, а донецкий Метинвест как удачу воспринимает контракт на 16,8 млн. грн по рельсам и сваям для Укрзализныци, то в соседней России сталепрокатчики даже перебирают заказами от РЖД, закрывая при этом заграничные заводы. Как говорится, Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…