Так не доставайся же ты никому!

Nov 26, 2012 14:13



Вернее всего, именно так решил российский металлохолдинг Мечел, остановивший производство на Донецком электрометаллургическом заводе с 16 ноября и до лучших времен. По расчетам заграничных акционеров лучшие времена должны наступить уже весной. А вот сбудутся ли такие прогнозы - гадают все участники рынка. К тому же проблемы российского холдинга не ограничиваются лишь украинской дочкой. Потери преследуют Мечел по всем фронтам...

Собственно ДЭМЗ и стал-то мечеловским активом совсем недавно: сделка с российским консорциумом Альфа Групп по покупке завода была окончательно закрыта в декабре 2011 года. Стоимость и условия - вполне приемлемы: $537 млн. с рассрочкой выплат на семь лет. Если учитывать, что еще в прошлом году все заводы отрасли упорно взбирались к докризисным показателям выплавки и доходности, продажа такого завода профильному холдингу не вызывала сомнений. Но грянул кризис. И уже в сентябре 2012 года Мечел объявили распродажу своих активов. Эксперты пояснили такие шаги непростой долговой ситуацией в российской группе. Уже по итогам первого полугодия 2012 года холдинг получил убыток $605 млн., а общий долг к началу сентября вырос до $9,4 млрд. Но только ли кризис виновен в этом?
Американские горки показателей

Наиболее вероятная причина остановки ДЭМЗ, которую называют эксперты отрасли, это проблема с поставками сырья. После падения спроса на сталь начало лихорадить и рынок металлолома - основного сырья для электрометаллургов. Но у нас сказался еще один немаловажный фактор: Виктор Пинчук завершил строительство своего нового сталеплавильного завода Интерпайп Стиил. Причем довольно значительная часть из общей стоимости проекта в $700 млн. была потрачена как раз на создание заготовительной сети для сбора металлолома. А покупать готовые партии на рынке в условиях мигом образовавшегося дефицита стало попросту невыгодно. Поэтому металлургические предприятия, вынуждены были также увеличивать долю жидкого чугуна в сталеплавильной шихте. Среднее содержание чугуна в шихте на 30-50 кг/тонн больше, чем в 2011 году, а в общем объеме выплавки стали около 1,3 млн. тонн лома было заменено чугуном.

С другой стороны, экспортные поставки непрерывнолитой стальной заготовки, основного продукта для ДЭМЗ, резко замедлились. И если в 2011 году прирост выплавки на ДЭМЗ составил 29,4%, то средний по стране прирост составил примерно 6%. А к началу ноября, при падении показателей производства стали в Украине на 6,6%, Донецкий ЭМЗ сократил ее выпуск почти на 44%. Это уже не работа, а какие-то американские горки получаются: то вверх, то вниз.
Догнать и перегнать Европу.
Тем не менее, винить лишь донецких металлургов в нерасторопности и дилетантстве нельзя. Кроме ДЭМЗ Мечел также в ноябре 2012 года временно приостановил электросталеплавильное производство на заводах "Мечел Тырговиште" и "Дактил Стил Оцелу Рошу" в Румынии. В декабре также будет временно приостановлено производство на "Мечел Тырговиште", и на предприятиях "Дактил Стил Бузэу", "Ламинорул Брэила" и "Мечел Кымпия Турзий". Поэтому на фоне румынских потерь Мечела наши украинские проблемы как-то сами по себе блекнут.
Вслед за падением спроса и объемов производства в Мечеле обнаружились и финансовые сложности. Компания Мечел-Майнинг, что объединяет горнорудные активы Мечела, так и не смогла извлечь пользу от 250 млн руб. потраченных на подготовку к IPO. Ввиду непростого финансового положения Мечела от привлечения капитала решили воздержаться. 
Тем не менее, иногда создается впечатление, что Мечел сам создает проблемы. Чего только стоит история с закупкой рельс для российских железнодорожников. Еже в марте глава РЖД Якунин заявлял, что российские рельсы нового стандарта для скоростного и высокоскоростного движения превосходят японские по цене и по качеству. В пример он приводил продукцию Мечела. Но уже к апрелю в РЖД сменили фаворита гонки за качеством на Евраз. А поскольку ни тот, ни другой концерн не справились с контрактом, РЖД пришлось как и раньше 100-метровые рельсы закупать у Nippon Steel. Значительно дороже. Другими словами, если в Украине металлурги только говорят о развитии внутреннего рынка, а донецкий Метинвест как удачу воспринимает контракт на 16,8 млн. грн по рельсам и сваям для Укрзализныци, то в соседней России сталепрокатчики даже перебирают заказами от РЖД, закрывая при этом заграничные заводы. Как говорится, Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…

РЖД, Метинвест, Евраз, металлургия, Интерпайп, Донецкий ЭМЗ, Мечел

Previous post Next post
Up