Правительство непостоянных интересов

May 23, 2013 15:31


Первого марта исполнилось ровно 165 лет с того дня как министр иностранных дел и премьер-министр Генри Темпль, 3-й виконт Пальмерстон, произнес в палате общин английского парламента фразу, ставшую впоследствии крылатой: «У нас нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны наши интересы, и защищать их - наш долг». Однако правительство Азарова, очевидно, решило не утруждать себя заучиванием этой фразы полностью. А потому руководствуется исключительно первой частью. Но вот какие и чьи интересы при этом наши министры защищают «по долгу службы» - загадка для всей страны!
Еще в начале года для управления работой нашей газотранспортной системы Кабмин прорабатывал лишь вариант создания двустороннего консорциума. Причем - исключительно с Газпромом. Но "братского союза" с Кремлем как-то не получилось и к середине весны госкурс на реформирование ГТС вдруг сделал резкий крен влево - в сторону Европы.

Когда вся наша страна усиленно отмечала череду майских праздников, украинская делегация напряженно трудилась в Брюсселе, на круглом столе высокого  уровня по вопросам развития газового рынка Украины под председательством европейского комиссара по энергетике Гюнтера Оттингера. Уже по возращении из Европы министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий поспешил заверить всех в нашей стране, а некоторых - и за ее пределами, что в газовой сфере у нас все Ок!
Прежде всего Ставицкий порадовал новостью о том, что Министерство энергетики и угольной промышленности договорилось о незамедлительном выделении кредита в $308 млн. с Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком. Деньги пойдут на модернизацию украинской ГТС. Точнее, на реконструкцию магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. Поскольку вся смета затрат по этому проекту составляет около $519 млн. оставшуюся часть НАК Нефтегаз Украины оплатит «из своего кармана». Немного смущают сроки предоставления кредита - сентябрь этого года. И как-то они не слишком отличаются от той даты, когда европейцам станет окончательно ясны ближайшие перспективы вступления Украины в ЕС, решение о котором будет принято на осеннем саммите Евросоюза в Вильнюсе. Получается, что если Киев удовлетворит политические требования Брюсселя, то получит кредит на треть миллиарда в качестве конфетки. А если нет?

Но такие сомнения неведомы нашему доблестному топливному министру. Ведь еще не получив реальных подтверждений предварительных договоренностей, Ставицкий решил не останавливаться и сообщил, что готов отдать половину мощностей наших подземных хранилищ газа в аренду западным компаниям. Или даже создать на базе наших ПХГ восточно-европейский газовый хаб. Теоретически это вполне реально. Наша страна располагает 13 ПХГ общей активной емкостью более 31 млрд куб. м. Примерно такой же объем газа Украина планирует импортировать от всех поставщиков в течение этого года. Свою заинтересованность в таком проекте уже высказала крупнейшая немецкая газовая компания RWE. Подобная благосклонность к немецким деньгам вполне понятна. Украине выгодно покупать газ в Германии, где он стоит $390 за тыс. куб. м, в то время как стоимость российского газа - $ 425,6. Разница в $35 способна заставить Азарова со Ставицким кого угодно назвать другом. По крайней мере, на данный момент.

К тому же немцы уже предоставили один кредит на реконструкцию газокомпрессорной станции Бар. Но тут есть и не очень приятная для нашей страны сторона медали: все работы по реконструкции этой ГКС выполняются немецкими фирмами и из немецких материалов. Если по такому же принципу будет проходить и модернизация газопровода Уренгой-Помары-Ужгород, то крупнейшим украинским производителям труб для газопроводов (Харцызскому трубному заводу и предприятиям корпорации Интерпайп) снова придется искать покупателей на свой товар в Средней Азии, в то время как в нашу страну потянутся вагоны с товаром Made in Germany. Но наше доблестное правительство давно и упорно приучало страну к тому, что решать уравнения высших порядков ему не под силу. И потому спасая угольную отрасль оно, не задумываясь, создало дополнительные проблемы стагнирующей металлургии, введя запрет на поставки более качественного и дешевого импортного кокса. Теперь же, поддерживая работоспособность ГТС, Кабмин вполне может оставить без дополнительных заказов и трубную отрасль.
Хотя иногда бывают и исключения из правил. Предоставляя датской компании Шелл лицензию на разработку сланцевых газовых месторождений, украинское правительство внесло в пакет соглашений обязательство использовать при прокладке новых газопроводов трубы местного производства. Получается, что можем подумать и о местных товаропроизводителях, если захотим! А вот захотим ли эту практику заложить в основу всех международных проектов страны? Наверное, для нынешнего Кабмина это поистине невыполнимая задача!

Евросоюз, rwe, Германия, Азаров, ЕИБ, ГТС, ПГХ, Минэнергоуглепром, Харцызский ТЗ, газ, трубы, Интерпайп, ЕБРР, Ставицкий

Previous post Next post
Up