Южные следы протославян - топонимика

Jun 05, 2018 16:06


О фракийских следах протобалтов мы поговорили в предыдущем сообщении.

Есть также топонимические свидетельства, говорящие о миграции предков славян с юга Европы на её север. Названия рек Reno 'Рено' (бассейн Адриатики) и Ῥῆνος 'Рейн' (бассейн Северного моря, сейчас нем. Rhein) логично выводимы из предка др.-русск. рѣнь 'отмель': обе реки мелководны ( Read more... )

yurate1

Leave a comment

Comments 107

moya_lepta June 5 2018, 16:27:32 UTC
>нем. Rhein) логично выводимы из предка др.-русск. рѣнь 'отмель': обе реки мелководны

Что это у Вас Рейн вдруг мелководным стал?
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B9%D0%BD

Reply

redtiger8 June 5 2018, 17:26:52 UTC
вы навели меня на мысль:

укр. по-рынаты "погружаться (в воду)", по-рынуты "погрузиться (в воду)"
порынаты ---> укр. пирнаты "нырять"
рус. ринуть(ся) - обычно о хищной птице, которая камнем вниз падает с высоты за добычей, т.е. то же самое "погружаться, нырять"

отсюда:
Рейн / Рин - "глубина", "глубокий"

возможно связано с:
воронка "углубление", рр. Ворона, Воронеж
хетт. аруна "море"

Reply

moya_lepta June 5 2018, 17:32:16 UTC
Нет, не глубина и не глубокий. Только значения течь, бежать. Украинское ринва гораздо ближе этим значениям. Остальные приведённые Вами слова надо тщательно проверять на предмет родства.

Reply

redtiger8 June 5 2018, 17:41:58 UTC
ринва - это заимствованное слово, никакого отношения к поринути не имеющее. честно говоря я и не слыхал такого никогда, видимо галицизм

ПОРИНУТИ

пори́ну́ти (пірну́ти) / порина́ти (пірна́ти) з голово́ю в що. Повністю, цілком віддатися чому-небудь, захопитися чимсь. Я поринув з головою в театр, вбираючи в себе все багатство народних мелодій (Минуле укр. театру); Він кинувся до сейфа, витяг креслення, розстелив їх на столі, замкнув двері кабінету, сів у крісло й з головою поринув у роботу (В. Собко); Отупілий, з головою поринувши в муку, .. просидів Калинка не годину чи дві, а, як йому здавалося, вічність (А. Дімаров); Змушений жити в місті, далеко од народу, я часом з головою пірнаю в етнографічні записи (М. Коцюбинський).

УГЛУБЛЯТЬСЯ, ПОГРУЖАТЬСЯ

Reply


plan_pu June 5 2018, 18:14:01 UTC
Оболонь - это название исторической местности на правом берегу Днепра в северной части Киева, которое произошло от древнеславянских слов «болонь», «болонье», «оболонье», которыми обозначались обширные заливные приречные и приозерные луга, поймы
my-obolon.kiev.ua/stati/proisxozhdenie-nazvaniya-%C2%ABobolon%C2%BB. html

про Крит, "медный" Кипр и Лесбос где можно почитать?

Reply

yurate1 June 5 2018, 19:05:56 UTC
Про Лесбос - у О.Н. Трубачёва.
Гипотеза про Кипр - у меня.
Гипотеза про Крит - тоже у меня.

Reply

plan_pu June 5 2018, 19:42:08 UTC
а ведь, действительно, Кипрей "пенится"..!

... )

Reply

yurate1 June 5 2018, 20:06:59 UTC
Купырь, кстати, тоже. Кипарис, конечно, можно произвести от Кипра, как часто и делают. А вот что делать с Cyperus? Хотя он болотный, может тоже пену даёт? :-)

Reply


mubarizoruc June 5 2018, 18:18:59 UTC
yurate1 June 5 2018, 19:08:32 UTC
Нет, конечно.

Reply

mubarizoruc June 5 2018, 19:40:10 UTC
yurate1 June 5 2018, 20:01:46 UTC
Ни Рона, ни Риони фонетически не сводимы к корню ren-. Рона - это упрощение лат. Rhodanus.
Риони (რიონი) - горная река, текущая по ущелью, имеющая множество водоворотов, ничуть не похожая на Ρήνος 'Рейн' или Reno 'Рено', которые похожи друг на друга малой глубиной, равнинным течением с блуждающим руслом и весенними паводками, в силу предыдущего.

Нет ни одного основания, чтобы сравнивать Рону, Риони и Рейн, Рено. А вот речка Реня в Тверской обл. подходит по всем параметрам: и фонетически, и семантически.

Reply


rus_sumer June 6 2018, 03:20:00 UTC
@ Замечание только по одному частному вопросу :
этрусская топонимика и ономастика просто переполнена словами с корнем Vel- , Vels- , Velth- , и так далее, образованными от этрусского названия Трои we-lu-sa .

*
287,ET, pn , velus
288,ET, pn , velusa
291,ET, pn , velushla
289,ET, pn , velusi
290,ET, pn , velusinas
292,ET, pn , velusna
293,ET, pn , velusnal
296,ET, pn , velusum

★ вот, убедитесь сами : https://vasconica.dreamwidth.org/35072.html

поэтому, наверное, имеет смысл исключить velznu - "влажну" из круга славянских топонимов севера Италии

Reply

yurate1 June 6 2018, 07:52:10 UTC
Обсуждаемый топоним, вероятно, связан, по моим представлениям, не с Илионом, не с протославянами, а с протобалтами. Привлекательной показалась семантическая близость протобалтского варианта (> лтш. vęlgs 'влажный, влажность') протославянскому *болоння - через "мокрость"..

Др.--греч. Ῑ̓́λῐον, хетт. Wi-lu-ša, вероятно, семантически связаны с болотами (др.-греч. ἰλύς 'ил, грязь, тина'). Шлиман пишет, что река Бунарбаши-Су (селение Бунарбаши находится на месте Трои) окружена болотами. В новое время для осушения территории был прокопан канал к Эгейскому морю.

Хотя аргумент "лтш. vęlgs 'влажный, влажность' ~ этр. velzna" и не является ключевым, я предлагаю пока оставить его в сообщении.

Reply

rus_sumer June 6 2018, 08:54:36 UTC
Очень интересно. Там на самом деле были болота. Сейчас остались только низины, западины, но можно представить почему место назвали wi-lu-sa , (w)ilion , "илистая, илистый".

Reply


Leave a comment

Up