"Альтист Данилов" - роман российского и советского писателя Владимира Орлова. Является первой частью цикла «Останкинские истории». Впервые издан в журнале «Новый мир» № 2-4 за 1980 год.(с)
Узнала я о нем от коллеги, по его словам, в 80-е этот роман был хитом. Меня привлекло наличие в нем мистики, ибо альтист Данилов - демон на договоре, проживающий в Москве в облике человека, но не лишенный демонических способностей, а уже во время прочтения понравилось, что много странниц посвящено музыки, размышлению о ней, о той власти, что они имеет над людьми, как творцами и исполнителями, так и слушателями.
Владимир Орлов показывает хорошую музыкальную эрудицию. Данилов уважает и слушает не только таких известных композиторов, как Чайковский, Бетховен, Вагнер, Малер, Прокофьев, Шостакович и др., но и таких менее известных, как Пауль Хиндемит, Арнольд Шёнберг (с его Второй камерной симфонией и Спасшимся из Варшавы), Дариюс Мийо, Жанно де Лекюрель. В душе Данилова «звучат маракасы, ситары, рабобы, сямисэны, кото, бамбуковые флейты-сякухати».
Важной в романе является тема экспериментальной музыки. Первое столкновение с ней у читателя происходит в лице коллеги Данилова по оркестру грузного скрипача Николая Земского, который проповедует «тишизм». По мнению скрипача, звуки настолько несовершенны и изжили себя, что музыка должна звучать лишь в душе, и тогда она будет истинным искусством.
Неожиданно для Данилова, он становится первым слушателем и пропагандистом нового композитора Переслегина. Симфония последнего, которую тщательно и вдохновенно готовил Данилов-солист с оркестром, достаточно необычна по звучанию, чтобы её не поняло большинство слушателей. Самому Данилову не чужды оригинальные музыкальные построения - в числе прочего он упоминает пятиступенные японские лады - миякабуси и инакабуси. В итоге Данилов решается представлять, а потом и записывать, свою необычную внутреннюю музыку внешнему слушателю. Моральную поддержку в этом ему оказывает Переслегин. Почти в самом конце романа, наряду с симфонией Переслегина, Данилов играет несколько своих импровизаций.
Инструмент, на котором играет Данилов - альт Альбиони. Я не знакома с таким мастером, но судя по ценности этого инструмента, он так же хорош, как какой-нибудь Амати или Страдивари.) Опять же по книге/фильму "Визит к Минотавру", я знаю как важен звук инструмента, который в сочетании с талантом родит чудо! Но когда альт похищают, Данилову ничего не остается, как взять обычный альт массового производства, но как раз в этот момент он встречают женщину всей своей жизни и играет для нее так, что никто не замечает, что это был не Альбиони! Может это наивно, но мне этот момент очень понравился.)
Так же были ностальгически симпатичные советские реалии, описанные с большим юмором. Я в 80-е была маленькой и конечно не в курсе всей глубины советского быта того времени, поэтому мне было очень интересно окунуться в мир железнодорожных буфетов и ресторанов, например, вспомнить стенгазеты и что значило в те времена поездка за границу! Но самое сильное впечатление произвели "хлопобуды"- это такая организация, которая "хлопочет о будущем", то есть делает прогнозы и предсказания и помогает "якобы" людям совершать какие-то нужные действия сегодня для своего прекрасного завтра.
В общем, отличная книга, рекомендую.)