(no subject)

Nov 26, 2012 16:15

Иногда при чтении встречаются очень удачно изложенные описания, которые вроде бы и о том, о чем уже читала много раз, но написано так точно, метко и ясно, что вызывают у меня желание поделиться прочитанным.
Из одной книги по дзену о проблеме существования самобытного "Я":


"Эта проблема связана с самой природой мышления, которое способно конструировать символы вещей отдельно от самих вещей. Так возникает символ или понятие о себе самом, как о чем-то отличном от самого себя. И поскольку понятие несравненно легче постигнуть, чем реальность, поэтому символ гораздо устойчивее, чем факт, и мы постепенно начинаем отождествлять себя со своим понятием о себе. Так возникает субъективное представление о своем "я", которое как бы обладает сознанием о внутреннем, обособленном субъекте, жертве непрошенного опыта. Дзен, с присущей ему любовью к конкретному, подчеркивает, что наше драгоценное "я" есть не более, чем понятие, полезное и нужное, пока мы относимся к нему как к понятию, но губительное, если мы отождествляем его со своей истинной природой...
Когда  перестаешь отождествлять себя с представлением о себе, все взаимоотношения между субъектом и объектом, познающим и познаваемым подвергаются внезапной перемене. Возникает действительная взаимосвязь, единство, в котором субъект создает объект в той же мере, в какой объект создает субъект. Познающий не отделяет себя от познаваемого, переживающий не обособлен от переживания... Становится ясно, что в конкретной реальности у меня нет другого "я", чем совокупность всех вещей, которые я чувствую и осознаю...
Личность с одной стороны и мир с другой - есть не более чем абстрактные границы или термины, описывающие конкретную реальность, которая находится между ними, как конкретная монета находится "между" абстрактными  евклидовыми поверхностями двух ее сторон."
Немного от себя: когда ко мне впервые начало закрадываться понимание, что "там, внутри, никого нет (т.е. нет самобытного "Я")", у меня отвалился кусок озабоченностей, который можно было бы обозначить как "что будет со мной после смерти". Причем наличие этой озабоченности как-то совсем неосознавалось до этого времени. Правда потом приперлись мысли-скептики  - "кто же тогда реинкарнирует?". Памяти о прошлых жизнях у меня нет, но Бодх кое-что намеками писал, правда потом удалил :)   В общем, в моем уме возник неразрешимый коан, который я как обычно в таких случаях задвинула подальше. Потом, по прошествии времени, возникло подозрение, что в реинкарнации участвуют какие-то тонкоматериальные восприятия, которые можно назвать "условным "я" (или личность), т.е. те восприятия, который мы обычно считаем этим самым своим "я", но по сути они оказываются чем-то внешним, как обои или ширма по отношению к внутреннему пространству.
Previous post Next post
Up