Еще по поводу школьного образования. Ряд наблюдений.
Дети привыкают решать задачи из задачника. Скажем, если уравнение попалось в домашней работе или на контрольной по алгебре, проблем не будет. Но если уравнение возникло «самой собой», скажем в задаче по физике, то его решение сопряжено со значительными трудностями, или его вообще не удастся решить. Даже если оно формально проще, чем те, что попадались на уроках алгебры. Еще хуже, когда в физику вплетается геометрия. Типа геометрии место только на уроке геометрии, вне его она как будто не существует.
Нет «просто знаний», есть знания, которые уже нужно иметь по программе - и все остальные. Школьная программа как бы освящает знания, позволяет им удерживаться в голове подольше. Если же нет, то информация помечается в голове как баловство, которое нужно побыстрее забыть.
Если хоть что-то выучено. Насколько отчетливо - не важно, насколько глубоко понято - не важно, это становится поводом для завышенной самоуверенности. Вообще девизом школьника я бы выбрал такой: «Гонор и невежество». Альтернативой этому будет бессилие. Ни о каком желании разобраться и понять речь не идет. «Я не понимаю» = «У меня не сходится ответ». Если ответ сошелся, вопросов не возникает по определению.
Тесты (речь только про физику, про остальное не знаю) довольно хорошо покрывают поле «необходимых знаний и умений», т.е. для благополучной сдачи нужно как минимум приобрести немалый опыт в решении задач подобного типа. Но тут есть один нюанс. Задачи разнообразные, но однотипные. В общем-то, при достаточном усердии можно натренироваться на уже готовых решениях, понять, что от тебя ждут. И то, что задач так много, указывает на то, что проверяют они в основном не суть, а умение быстро разбираться с условием и считать без ошибок. Физики там маловато, но много прилежания. Скажем, давние варианты письменной физтеха были устроены совсем иначе. Задач было всего четыре. Одна простая. Парочка средней сложности. И она сложная. Редко - очень сложная (ну для школьника из обычной школы, который что-то там сам решал из любви к искусству). Т.е. задачи эти были разнообразные. Натренироваться на чем-то «типовом» было почти невозможно, нужно приобретать т.с. «общее видение». Поинтереснее конечно.