Еще по поводу учителей, которые могут заинтересовать.
Я видел разных учителей.
Ну, во-первых был математический кружок, где была и математика, и литература и философия. Но это все-таки не школа. Но фишка в том, что тот же учитель, что руководил кружком, вел у нас и уроки астрономии. Он был дипломированный астроном, окончивший по этой специальности московский университет. Прекрасно умел держать аудиторию под контролем. Все сидели как шелковые, даже самые отпетые коловики и хулиганы. Он увлеченно и интересно рассказывал. И он требовал реальных знаний, просто так пятерки не ставил никому. Многим приходилось не раз и не два ходить на пересдачи. Некоторым это так и не удавалось - и у них было три по астрономии, а по математике - пять. Ну, вот мой друг получил-таки пятерку. И что? Долго он по жизни помнил эту астрономию? Увлекся ли ею? Прочитал ли потом хоть одну научпроповскую книгу по астрономии? Нет.
Во-вторых, у нас был отличный учитель английского языка. Хорош он был в основном тем, что разговаривал с нами как с взрослыми. А иногда вообще откладывал английский в сторону и устраивал какой-нибудь разговор про устройство жизни. Как сейчас «разговоры о главном», хе-хе… Это было очень здорово. Но из класса английский хоть чуть-чуть выучил один я. Но тут явно не обошлось без обаяния учителя.
Ну вот, собственно и все. Были хорошие требовательные учителя. Были учителя бестолковые. Были профнепригодные. Но не было ни одного, который бы повел за собой, определил жизнь.
Да, на физику мне чуток приоткрыл глаза брат и ЗФТШ. Я вдруг увидел, что физика это не учебник, а задачник. Типа головоломок, приближенных к жизни. Школьные уроки физики были чудовищные.