Владимр Козловский
Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Александр Хочинский и "Девочка с голубем". Фото из архива Александра Хочинского
Суд Манхэттена отказался выдать в Польшу 64-летнего российского антиквара и арт-дилера Александра Хочинского. Варшава требовала выдать Хочинского за отказ передать польским властям картину 1754 года.
Претензии Польши связаны с картиной 1754 года "Девочка с голубем" (другой вариант названия - "Девочка со щеглом"). Автор портрета - французский художник Антуан Пэн, работавший при дворе прусских королей.
Интересы польской стороны, в 1996 году подписавшей с США договор об экстрадиции, по закону представляла американская федеральная прокуратура. Хочинский, которому принадлежит один из самых крупных антикварных салонов Москвы ("Богема" на Новом Арбате), воспользовался услугами бесплатного защитника.
"Необоснованные претензии"
Поляки обвиняли Хочинского в противоправном приобретении картины, поскольку он якобы знал, что полотно было украдено.
Согласно польскому ходатайству об аресте и экстрадиции Хочинского, картина, проибретенная в 1931 году за 3 тысячи злотых, находилась в Великопольском музее в Познани. Во время оккупации нацисты похитили наиболее ценные экспонаты музея и впоследствии переправили их "вглубь Германии". В конце войны их обнаружили советские войска и отправили экспонаты в СССР, где их распределили по разным музеям. В послевоенные годы часть коллекции была возвращена в Национальный музей в Познани, однако местонахождение "Девочки с голубем" оставалось неизвестным.
"Холст, скорее всего, был похишен после того, как собрание было захвачено советской стороной - либо на территории тогдашней Германии, или в ходе траспортировки, либо на территории бывшего Советского Союза", - говорится в ходатайстве об экстрадиции Хочинского.
Однако федеральный судья Джед Рейкофф, который в свое время рассматривал дело "кокаинового летчика" Константина Ярошенко и из-за него лишился права на въезд в Россию, счел претензии польских властей необоснованными.
Наследство?
Картина действительно упоминается в базе данных "Похищенные произведения искусства" Интерпола под номером 2010/50630-1, но, судя по всему, она попала в эту базу лишь в ноябре 2010 года - то есть уже после того, как Хочинский связался по ее поводу с польскими властями, говорится в решении судьи.
Коллекционер просидел 12 дней в манхэттенской федеральной тюрьме МСС, был выпущен под залог в 100 тысяч долларов и провел больше 5 месяцев под домашним арестом. Корреспондент Русской службы Би-би-си беседовал с Хочинским во вторник, после того как американские власти вернули коллекционеру и его семье загранпаспорта.
По его словам, он унаследовал картину Пэна вместе с отцовской квартирой в 1991 году и не имеет понятия о ее происхождении. Каким образом картина оказалась на стене в его квартире, "досконально не знает никто", уверяет коллекционер. При этом Хочинский утверждает, что картину он не прятал, она "висела на видных местах, участвовала в выставках".
"Висела эта картина, которая не Бог весть что, которую я пытался продать в 2007 году на аукционе "Совком" за 7 тысяч долларов, и никто мне этих денег не дал, - говорит он. - Никто ею не интересовался. Такая приятная салонная картина, но это не высшее произведение искусства".
Путешествие картины в Подмосковье
Свой рассказ Хочинский начинает издалека. Лет 15 назад они с женой побывали в Перемышле, где родилась его мать, польская еврейка. Мать бежала от нацистов в СССР; в ташкентском госпитале она познакомилась с будущим отцом Хочинского. По словам коллекционера, его отец был тяжело ранен у Изюма под Харьковом. Для истории картины важно, что отец Хочинского никогда не был в Германии - "ни до войны, ни во время войны, ни после войны". Именно поэтому польская версия о том, что картину из Германии привез его отец, безосновательна, возмущается коллекционер.
"Это польская выдумка!" - говорит он и добавляет, что его защитник предоставил суду оригиналы документов о ранении отца.
Во время поездки в Перемышль Хочинский пришел на место, где стоял дом его матери, но обнаружил там костел, построенный после войны. "Я увидел на месте, где жила моя мама, костел святой Марии, и меня как-то по-человечески пробило, проняло это. На месте, где жила моя мама Мария, стоит католический костел, посвященный Марии!" - рассказал он.
Через несколько лет, узнав о том, что его картину ищут, Хочинский захотел договориться с польскими властями, поставив им в вину снос дома своей матери.
"Пришло озарение: а не предложить ли эту картину вернуть полякам, в обмен на компенсацию за утерянное имущество моей мамы?!" - вспоминает Хочинский.
"Думали, костел отдадут?" - спросил у него корреспондент Би-би-си.
"Нет, конечно, компенсацию, я сказал".
"Цифру называли?"
"Нет, они меня не спрашивали, я не называл. Я хотел договориться, сидеть за столом".
Хочинский связался с польскими властями по электронной почте, те откликнулись и предложили прислать своего специалиста для проверки подлинности картины. Специалист нашел "Девочку с голубем" аутентичной. Однако после этого Польша, вопреки ожиданиям Хочинского, отказалась признать за ним права на картину и обратилась к российским властям с просьбой изъять ее и снять показания с ее владельца. 21 мая 2012 года московский суд отказал польским властям в разрешении на обыск у него дома.
Следователи побывали в "Богеме", но картину не обнаружили. Хочинский сообщил мне, что она находится в профессиональном хранилище недалеко от Москвы. "Я пускал туда всех смотреть, в том числе поляков", - утверждает он.
Пока польские власти искали картину, Хочинский находился за границей. Коллекционера объявили в международный розыск и официально запросили США о его аресте и экстрадиции.
Судья Рейкофф занимался его делом с февраля и на этой неделе вынес решение, согласно которому прокуроры не представили доказательств того, что Хочинский знал, что "Девочка с голубем" была похищена. Поэтому он отказался выдать ордер на экстрадицию россиянина.
Несмотря на положительный исход дела, Хочинский больше не планирует ездить в Европу, поскольку там он по-прежнему остается в розыске.
"Я туда носа своего не покажу!" - говорит коллекционер, который называет мотивы Польши "политическими" и уподобляет свое дело одиозному "делу Дрейфуса".