Чтение в субботу - первое избавление Америки от китайцев

Jan 25, 2025 12:02


Следующая цитата из The China Mirage: The Hidden History of American Disaster in Asia Джеймса Брэдли рассказывает о том, как в то же самое время, когда американские миссионеры в Китае создавали китайский мираж Америки, сама Америка попыталась избавиться от уже попавших в страну китайцев.

Год рождения Франклина Делано Рузвельта - 1882 - стал переломным для американо-китайских отношений. В момент основания Америки не существовало понятия нелегальной иммиграции; все иностранцы были желанными гостями на ее берегах. Все изменилось с принятием Акта об исключении китайцев в 1882 году. Впервые США занялись возведением стены с конкретной целью не допустить в страну небелых.

В XIX веке торговцы и миссионеры создали впечатление, что китайцы - это смешные, неэффективные, ленивые наркоманы, которых может исправить только христианизированный и американизированный Новый Китай. Но когда китайские иммигранты приплыли в Калифорнию добывать золото, они работали более эффективно, откладывали больше заработанных денег, меньше пили и бездельничали, чем их белые коллеги. Джордж Херст, горнодобывающий магнат, а позже сенатор США от Калифорнии, наблюдал за китайскими старателями в течение десяти лет в четырех разных штатах, и обеспокоенно заключил: "Они могут делать больше работы, чем наши люди, и жить на меньшую сумму... они могут довести наших рабочих до голодной смерти".

Во время строительства Трансконтинентальной железной дороги белые европейские иммигранты пытались пробить тоннели в твердом граните гор Сьерра-Невада и потерпели неудачу. Однако китайцы, обычно обладающие меньшим физическим ростом и силой, преуспели в Сьерре, прокладывая самые сложные участки железной дороги. Губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд писал президенту Эндрю Джонсону: "Без китайцев было бы невозможно завершить западную часть этой великой национальной магистрали".

После завершения строительства железной дороги безработные китайские рабочие разъехались по всему Западу, становясь шахтерами, фермерами, владельцами гостиниц, ресторанов и прачечных. Благодаря бережливому, дисциплинированному образу жизни и трудолюбию китайцы часто производили товары и услуги более высокого качества и по более низким ценам, чем их американские конкуренты. Белые рабочие были шокированы и возмущены, когда их превосходили представители якобы низшей расы.

Давление со стороны профсоюзов заставило Конгресс действовать. Сэмюэль Гомперс, президент Американской федерации труда, объяснил: "Расовые различия между белыми американцами и азиатами никогда не будут преодолены. Неполноценные азиаты должны быть исключены - законом или, если потребуется, силой оружия". Профсоюзы, возглавляемые Рыцарями труда, сделали своим главным лозунгом: "Китайцы должны уйти!".
Большинство американцев поддержали эти расистские устремления. Двадцатичетырехлетний Теодор Рузвельт, только что окончивший Гарвард, заявил в 1882 году: "Нет большего бедствия для Соединенных Штатов, чем заполнение тихоокеанского побережья монголоидным населением".

Акт об исключении китайцев позволил профсоюзным боевикам взять ситуацию в свои вооруженные руки. Рок-Спрингс, штат Вайоминг, был ветреным и пыльным угледобывающим городом, в котором добывалось почти 50 процентов угля, служившего топливом для Трансконтинентальной железной дороги. В Рок-Спрингсе проживало от семисот до девятисот китайцев, а также около трехсот белых. Утром 2 сентября 1885 года белые шахтеры и другие жители города подкрепились виски и разговорами об околнчательном решении "китайской проблемы". Они окружили китайский квартал Рок-Спрингса и начали стрелять…
Первый чиновник штата Вайоминг, прибывший в Рок-Спрингс, описал эту сцену:
"В городе, где накануне проживало от 700 до 900 человек, не осталось ни одного живого китайца - ни мужчины, ни женщины, ни ребенка, и ни один дом, лачуга или строение любого рода, в котором когда-либо жил китаец, не был не сожжен. Запах горящей человеческой плоти был тошнотворным и почти невыносимым, он был отчетливо ощутим более чем на милю вдоль железной дороги как на восток, так и на запад."
Шестнадцать белых шахтеров были обвинены в бунте, поджоге, убийстве и грабеже. Человек, который рассматривал дело - мировой судья Джон Людвигсен - был членом Рыцарей труда, платившим взносы. Когда одного из видных жителей Рок-Спрингса попросили быть присяжным, он отказался, сказав, что его спина "не пуленепробиваемая". Обвинительных приговоров не было.

Многие общины последовали примеру Рок-Спрингса. 28 сентября 1885 года мэр Такомы, штат Вашингтон, Джейкоб Нейсбах провел собрание белых рабочих в зале Рыцарей труда, чтобы обсудить "китайскую проблему" Такомы. На следующий день Нейсбах привел вооруженную толпу численностью около пятисот человек в чайнатаун, где люди заставили китайцев покинуть свои дома и повели их к ожидающему поезду. Поезд, направлявшийся в Портленд, отъехал, но остановился в восьми милях от него, где вторая толпа ограбила перепуганных китайцев и погнала их в лес, избивая тех, кто шел недостаточно быстро.
"Народ доказал свою способность управлять собой, - восторженно написал местный репортёр, - они сделали это не как друзья китайцев, а как друзья закона"…

Чистка китайцев прокатилась по всему Западу. Возле острова Дуглас, Аляска, сто китайцев погрузили на лодку и отправили в Тихий океан. В шахтерском поселке близ Орофино, штат Айдахо, белые шахтеры повесили пятерых работавших там китайцев. Китайцы из Шайенна, штат Вайоминг, бежали после того, как плакаты предупредили, что если они не уедут, то их убьют…

В течение многих лет после принятия Акта об исключении китайцев и последовавшей за этим расовой чистки китайцев на Западе очень немногие американцы видели китайцев. Китайцы, оставшиеся в стране, были ограничены своими чайнатаунами, как индейцы в своих резервациях, невидимые для большинства американцев.

США, Китай

Previous post
Up