О ʺреволюцьённойʺ Херувимской...
Когда-то давно (возможно, ещё в школьные годы) мне довелось прочитать некую советскую агитку.
Речь в ней шла о ʺдоблестныхʺ революционерах, которым позарез понадобилось охватить революционной пропагандой - храмы Божии!
И в книжонке подробно расписывалось, насколько блестяще эти ʺпередовыеʺ личности справились с такой незаурядной задачей. Т.е. с позволения ʺтупых церковниковʺ внедрили в церковные службы призывы к свержению Самодержавия...
В то время я не имела ни малейшего представления о церковной службе, поэтому, конечно, ничего не поняла и не смогла оценить дьявольскую ʺгениальностьʺ рьяных заговорщиков. Да и сам по себе сюжет, казалось, навсегда был забыт.
Прошли годы. Я воцерковилась. Постепенно начала́ что-то понимать в Богослужении; начала́ воспринимать смысл текстов церковного чтения и пения.
И вот тут-то сама жизнь напомнила мне содержание той поганой советской книжонки!
На церковных службах - не на повседневных, а на праздничных, многолюдных, с участием большого хора, - повторялся один и тот же сюжет. На фоне величавой красоты благолепия храма и торжественного богослужения неожиданно вместо протяжного пения - внезапно раздавались оглушительные вопли (с са́мой бунтарской и злобной интонацией): ʺВсех подымем, всех подымем, всех подымем!!!ʺ
И, поскольку непосредственно перед воплями звучало слово: ʺЦарьʺ, - можно было догадаться, что ʺподымать всехʺ понадобилось именно против Этого Са́мого Царя.
Нужно ли объяснять, насколько омерзительно выглядит такая вакханалия в храме Божием!
Таковы мои воспоминания о второй половине 90-х годов 20-го века. Храмы тогда только-только начали открываться, времена тяжёлые, повсюду - одни проблемы. Поэтому не приходилось особенно удивляться тому, что нанятые мирские певцы поют в храме точно так же, как привыкли петь на концертах...
Но сейчас на дворе - 2022 год.
Времени для усвоения смысла церковной службы прошло достаточно.
Тем не менее, по-прежнему (хотя и не часто) доводится слышать: ʺВсех подымем, всех подымем, всех подымем!!!ʺ
Грустно...
Так что́ же там, в Херувимской?
Херувимская песнь звучит в первой части Литургии Верных, которая называется: великий вход (перенесение честны́х Даров с жертвенника на престол).
Как и всё Богослужение в целом, Херувимская соединяет в себе Земное и Небесное; Временное и Вечное.
Херувимская лаконично и глубоко раскрывает смысл происходящего:
1) начинается Литургия Верных - самая возвышенная часть Литургии, - поэтому молящимся необходимо углубиться в молитву, заставив себя забыть о повседневных заботах;
2) люди, собравшиеся в храме, непостижимым образом воплощают собой небесное служение невидимых Ангелов;
3) честны́е Дары - хлеб и вино, которым надлежит стать Телом и Кровью Христа - торжественно переносятся священнослужителями перед всем народом с жертвенника на престол;
4) великий вход символизирует торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть (это событие отдельно празднуется в Вербное Воскресенье);
5) в праздник, называемый Вербным Воскресеньем, Иисус Христос был прославлен народом как Царь и Мессия (ʺОсанна Сыну Давидову!ʺ), но ещё не был прославлен как Воскресший Бог, - так и во время великого входа честны́е Дары ещё не пресуществились в Истинное Тело и Истинную Кровь Христа, но текст Херувимской подчёркивает царственное достоинство Спасителя.
Особенностью Херувимской является то, что она состоит из двух частей, между которыми читаются молитвы, поэтому многие прихожане не воспринимают её как единое целое.
ʺИ́же Херуви́мы та́йно образу́юще, и животворя́щей Тро́ице трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние: / я́ко да Царя́ всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа.ʺ
Русский перевод (один из вариантов): ʺМы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всём житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Котораго невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!ʺ
Особого пояснения заслуживает слово ʺдориносимыйʺ. Буквально оно означает: носимый на копьях. Термин заимствован из обычая римских воинов: при провозглашении нового императора - его поднимали на щите копьями.
Тут в Херувимской прослеживается параллель земного и небесного: в Вербное Воскресенье народ принял Христа как Земного Царя - ангелы служат Христу как Царю Небесному.
Вместе с тем на великом входе честны́е Дары торжественно поднимаются священнослужителями: диакон несёт дискос на голове.
По-моему, даже без перевода и пояснений, из церковно-славянского текста Херувимской прямо следует, что слово ʺвсехʺ относится к слову ʺЦарьʺ: ʺЦарь всехʺ, т.е. ʺвсеобщий Царьʺ. Слово ʺподымемʺ также относится к слову ʺЦарьʺ: ʺЦаря подымемʺ; ʺвсеобщего Царя подымемʺ. Ещё раз подчёркиваю: на великом входе (физически) поднимают именно Дары, символизирующие Царя Христа.
Однако в 2022 году всё ещё остаются певчие, которые этого не понимают, и священники, которые этого не замечают.
Послесловие
Маскарад-2020 выявил очень некрасивое истинное положение вещей.
А именно.
Православная Церковь - несчастная, измученная, еле живая раба богоборческого ʺгосударстваʺ (беру это слово в кавычки, поскольку не вполне ясно, что́ именно за этим термином скрывается).
Маскарад-2020: крошечный государственный чиновник, о существовании которого никто раньше даже не догадывался, - оказывается, уполномочен повелевать православным Епископом!!! Указывать Епископу, что и как надо делать во всех храмах всей Епархии!!! - Это, так сказать, - индикатор (рабского положения Церкви).
Есть и менее заметные факты.
ʺГосударствоʺ целенаправленно истощает силы Церкви (которых и без того мало), которые крайне необходимы для духовного окормления народа, одичавшего за советское время до демоноподобного состояния.
Церковное имущество, разграбленное большевиками, - никто возвращать Церкви не собирается; ни о каких компенсациях и речи нет. Посему строительство и восстановление храмов, воскресных школ и т.п. - целиком лежит на Церкви. Занимая умы священников хозяйственными заботами и изматывая их физические силы.
ʺГосударствоʺ навязывает Церкви невероятное количество чуждых обязанностей (фактически - сваливает на Церковь собственные непосредственные обязанности).
Например, ʺсоциальное служениеʺ.
С какой стати Церковь должна нянчиться с бездомными: разве Церковь отняла у людей все сбережения в сберкассе; разве Церковь выкинула людей на улицу?
Почему Церковь должна нянчиться с пьяницами, наркоманами, преступниками - разве не ʺгосударствоʺ уже более века целенаправленно истребляет нравственное чувство в народе, взращивая этих самых наркоманов и уголовников?
Почему Церковь должна нянчиться с престарелыми и сиротами: разве на Церковь проработали (лучше сказать - проишачили) эти несчастные всю жизнь; разве Церковь сделала детишек сиротами?
Почему Церковь должна нянчиться с больными - разве Церковь ведёт политику ʺздраво-захороненияʺ, целенаправленно делая здоровых - больными?
А ʺпатриотическое воспитаниеʺ?
Почему вдруг Церковь должна устраивать какие-то военные игры для детишек? В том числе, упрятывая девочек в мужскую одежду - камуфляжные штаны? - Что прямо запрещено Священным Писанием!!!
А ʺспортʺ?
ʺЕпархиальные соревнования по футболуʺ (например). Чтобы священники - за мячиком бегали! Это же - глумление, издевательство над Церковью!
А ʺвнешний видʺ?
Если кто-то думает, что священник носит такую причёску и бороду, какие ему нравятся - то он глубоко ошибается. Священников очень ʺненавязчивоʺ принуждают ходить почти безбородыми и почти безволосыми. В ногу, так сказать, со временем. Чтобы удобнее было за мячиком бегать.
И, наконец, непосредственно пастырское служение.
Тут - диктатура не слабенькая. Например, попробуй, пикни что-нибудь о колдовстве или об абортах (это - любимые детища ʺгосударстваʺ) - в психбольницу, часом, не собираешься? В качестве пациента?
А ещё - бомбардировка всевозможной критикой: и справедливой, и не очень, а чаще всего - откровенной клеветой...
Да мало ли других всяких разных обстоятельств?
При таковом униженном, рабском положении Церкви - можно ли ожидать духовного возрождения России???
Но на всё - Воля Божия.
Манькова О.А.
12.02.2022, Собор Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста.
Иллюстрации:
Вход Господень в Иерусалим:
https://www.rtvbn.com/cirilica/3860066/cvijeti-ulazak-isusa-hrista-u-jerusalimВеликий вход (Кафедральный собор Христа Спасителя г.Калининграда):
http://kdeparh.ru/na-blagoveshhenie-presvyatoj-bogorodicy-arxiepiskop-serafim-sovershil-bozhestvennuyu-liturgiyu/