Конец 90-х. Однажды я «случайно» зашла в Никольскую часовню.
На иллюстрации, справа: уничтоженная Никольская часовня в Ново-Николаевске; слева - современная Никольская часовня в Новосибирске (восстановлена с изменением размеров и со смещением от первоначального расположения).
Неожиданно для себя увидела знаменитую Державную икону Богородицы. Икона была маленькая, но красивая, с «золотым» тиснением, на толстой деревянной основе, придающей иконе не только «солидный» вид, но и устойчивость на столе или полке. Цена - очень небольшая. Конечно, тут же её и купила.
Отправилась к маме (в то время мы проживали отдельно). Показываю ей столь выгодно купленную икону.
Реакция мамы - удивление, растерянность, замешательство. Оказывается, в ночь перед этой покупкой она видела во сне точно такую же по размеру икону, которую следует (настоятельно рекомендовано) «позолотить».
Это «совпадение» маму сильно взволновало. Она стала размышлять: икона настолько маленькая, что на создание для неё золотого оклада - хватит даже её скудных средств. Так всё-таки следует делать золотой оклад или не следует? С этим вопросом она решила обратиться к знакомому иеромонаху.
- Ну, и что ты меня спрашиваешь?! - свирепо прогремел отец Варфоломей. - Что я тебе - оракул, что ли?!!
Но сразу же, совсем другим тоном; тихо, как бы про себя, задумчиво произнёс:
- Нет, зачем оклад... Молиться надо...
Прошло время. И о.Варфоломей, и мама отошли в мир иной.
Смерть мамы стала для меня страшным ударом. Мне очень хотелось воздвигнуть на её могиле некую скульптурную группу. Но я сильно болела, к тому же никак не могла уяснить (представить), как именно требуемое содержание должно воплотиться в камне.
Год проходил за годом, а на маминой могиле продолжала стоять, терзая мою душу, убогая «пирамидка»...
Потом как-то одно за одним стало что-то цепляться; опять пошли какие-то «совпадения». И через 4 года после маминой смерти на её могиле появился памятник в виде часовни из серого гранита. Внутри часовни - плита из чёрного гранита. И на плите - Державная икона...
Фото 16.05.2016; вечер.
Памятник в виде часовни был куплен в готовом виде. Я лишь подбирала изображения для гравировки. Припомнив историю с Державной иконой, решила, что на плите должна появиться именно она. Работы было много - и для меня, и для гравировщиков.
Надо сказать, благоустройство участка на кладбище так и не завершилось. Плохо, когда у самой сил нет, а все остальные - только отлынивают (независимо от размеров денежного вознаграждения).
Паломничество на кладбище в Праздник Державной иконы Богородицы; фото 15.03.2019.
Мне нравилось молиться на кладбище, особенно после освящения памятника-часовни. Однажды чувствовала себя очень плохо. Читала разные каноны - а самой совсем худо. Думаю: Акафист Державной иконе - всё-таки надо прочитать. И - удивительное дело - самочувствие ощутимо улучшилось непосредственно во время чтения Акафиста. - Как тут не вспомнить совет отца Варфоломея...
А тогда, во время подготовки материалов для гравировки (на памятнике), - имело место нечто странное.
Я скопировала из интернета несколько изображений Державной иконы - оценивала, сравнивала, придиралась. У одного изображения - одно не устраивает, у другого - другое, у третьего - третье; но в целом - никаких эмоций; просто сосредоточенная и напряжённая работа.
Но вот одно конкретное изображение... Даже не знаю, как сказать. - Мне не просто не нравилось, как написан Лик Богородицы. Мне было трудно на него смотреть; взгляд сам собой отпрыгивал куда подальше... Это было тем более удивительно, что, по всем признакам, такую реакцию вызывало изображение той самой, чудотворной, явленной в Коломенском, иконы...
Фото подлинной Державной иконы Богородицы
Я - в прямом смысле - не могла смотреть на чудотворную икону! На весьма почитаемую мною Державную! Не странно ли это? - Но в то время мне некогда было особо разбираться в своих эмоциях...
Несколько позже причина такой странности всё-таки проявилась.
Всматриваясь в очередной раз в Лик Богородицы на «неудобной» иконе, я заметила некое внутреннее сходство с другим изображением. Изображением... - моей родной матери...
Слева - исходный снимок (сделан при недостаточном освещении); справа - тот же снимок после осветления.
Та жуткая фотография моей мамы была сделана незадолго до её смерти. Мамин рот - сильно сморщен, поскольку именно в момент съёмки она проглатывала - с трудом - собственную слюну... Болезнь была тяжкая, но мама почти не стонала; только лицо её так и окаменело в гримасе неотступной и нестерпимой му́ки...
Так вот на кого похожа Державная Богородица! На смертельно больную! На умирающую в мучениях!
Вот откуда странная, противоестественная, болезненная полнота Её Лика на Державной иконе! Вот откуда припухшие губы, едва сдерживающие рыдания! Вот откуда остановившийся, обречённый, умоляющий взгляд!!!
Манькова О.А., 09.04.2022 (Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)).