предопределение в исламе

Oct 06, 2016 20:04


«Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (Коран 54:49), - говорит Аллах в Коране. Вера в предопределение (араб. قدر و قضاء кадар - судьба, приговор) включает в себя следующие четыре положения.

1) вера в Божественное всеведение. Творец, создавший все Своей волей и предписавший каждой вещи ее место и время, знает плоды Своих действий. Эта доктрина логично вытекает из самой концепции предопределения, что согласуется со словами Корана: «Знает Он то, что на суше и в море. И не падет лист [с дерева] без Его ведома. И нет ни зернышка во мраке земли, ни чего-либо влажного или сухого, о чем бы не было [сказано] в ясной книге». (Коран 6:59)

Последние слова цитаты указывают на следующий аспект доктрины предопределения

2) вера в Хранимую Скрижаль («Ясное писание»).

Судьба всего творения как в совокупности, так и в индивидуальном порядке зафиксирована в Скрижали. Записанное касается не только прошедших событий, но и будущих. Об этом, в частности, сказано в Коране: «Нет ни на небесах, ни на земле ничего сокровенного, чего бы не было в ясной книге». (Коран 27:75)

3) вера в детерминированность бытия.



Подлинной причиной всего происходящего является воля Аллаха. Она предопределяет, в частности, и все человеческие желания и волевые акты, а равно и всех ангелов и джиннов. Все в мире совершается точно так, как предопределено Аллахом, и не существует никакой возможности изменить эту цепь событий. По сути, это исламский фатализм. О нем напрямую сказано в Коране при изложении пророчества относительно возможности человеку уверовать: «Вы не пожелаете этого, если этого не захочет Аллах, Господь миров» (Коран 81:29) Хотя в Коране содержатся аят, указывающий на возможность свободного выбора: «Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует»(Коран 18:29), это обстоятельство не согласуется с доктриной единого источника всех действий.

4) вера в перманентность Божественного творения.

Аллах творит мир постоянно, каждое мгновение. Сменяющие друг друга акты творения, воспринимаемые сознанием, создают иллюзию изменений, происходящих в мире, подобно тому, как кадры на экране телевизора, статичные сами по себе, сменяя друг друга с высокой частотой, создают на экране ощущение движения. В совокупности с верой в предопределение это означает, что все человеческие поступки, слова, мысли и даже волевые импульсы являются плодами творческих действий Аллаха. Об этом прямо сказано в Коране: «Аллах сотворил и вас, и то, что вы делаете».(Коран 37:96); «Не ты бросил горсть песку, когда бросал, а Аллах бросил»(Коран 8:17).

Вера мусульман в предопределение порождает серьезный вопрос о возможности свободы воли человека, а также прочих разумных существ (ангелов, джиннов, шайтанов). Попытка решения указанной проблемы породила на рубеже VII-VIII веков два внутриисламских философских течения - джабриты и кадариты. Лидеры как первого, так и второго движения были казнены по приказу исламских властей. Позднее мутазилиты, критиковавшие идею о фатальной предопределенности, оказались в положении преследуемых и вскоре практически перестали существовать. Вместе с ними сошла на нет и идея о свободе воли, ещё в первом тысячелетии н.э. Восторжествовавшая исламская ортодоксия утверждает, что человек способен поступать по своим пожеланиям, но осуществление их возможно только с позволения Аллаха. В вопросе о свободе воли человека оставшиеся школы калама - ашариты и матуридиты приблизились к отрицателям свободной воли - джабритам. Ашариты считают, что поскольку Аллах единственный Творец в мироздании, то он создает всё множество всех действий человека, а человек посредством воли и стремления «приобретает» эти действия, которые сам пожелал. Матуридиты признают, что человек сам совершает поступок на основании своего выбора, но при помощи силы, данной ему Богом, и поступок, совершённый человеком на основании своего выбора, является волей Творца. То есть, так или иначе, но с точки зрения эсхатологии вопрос об источнике злых действий и злой воли остаётся скандальным. Противоречие, которого не замечают мусульмане заключается в том, что источником различных человеческих действий является Аллах в любом случае. Даже поступок, совершённый человеком на основании своего выбора, и тот является волей Творца. {Источник зла?}

Другой метод исследования

Рассмотрение вопроса свободы воли следует начать с некоторых предпосылок касательно исламского персонажа - Аллаха. Следует отметить, что данные 4 предпосылки являются догмой исламских ортодоксов:

1. Аллах всезнающий;

2. ничто не происходит, кроме как по воле Аллаха;

3. Аллах имеет свободу воли;

4. Аллах не допускает ошибок.

Эти предпосылки могут служить началом для построения логических цепочек для определения того, являются ли они совместимыми с понятием «испытание жизнью».

Анализ:

1. Поскольку ничто не происходит, кроме как по воле Аллаха, все человеческие существа были созданы только по воле Аллаха;

2. поскольку Аллах всезнающий, то он также знает о судьбе каждого еще не родившегося человека;

3. поскольку Аллах имеет свободу воли, он имеет возможность выбирать, создавать ему людей или не создавать;

4. таким образом, на момент создания человека, Аллах решает создать либо человека, который, как уже заранее известно Аллаху, спасется и попадет в Рай, либо человека, который, как уже известно Аллаху, попадет в Ад;

5. таким образом, результат каждой человеческой жизни уже известен Аллаху перед самим его созданием, так что «испытание» уже завершено, даже если человек еще не родился.

Что и требовалось доказать: Жизнь на Земле не может считаться «испытанием жизнью», поскольку оно уже завершено перед самим ее появлением.

Дальнейший анализ:

6. Если человек может изменить свою судьбу, которая была предопределена Аллахом, значит, Аллах ошибся, невзирая на свое всезнание;

7. однако, исходя из четвертой предпосылки, Аллах не допускает ошибок, следовательно, судьбу, предопределенную Аллахом, изменить нельзя.

Что и требовалось доказать: Человек не имеет свободы воли.

Находим ли мы мысли подобного рода в Коране, что свобода воли может не существовать? Да. Некоторое число аятов повествуют, что выбор между верой и неверием зависит не от самого человека, а лишь от Аллаха:

Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих? Ни один человек не уверует без дозволения Аллаха. Он обрушивает ярость на тех, кто не разумеет. - Коран, 10:99-100

Воистину, это есть Назидание, и тот, кто желает, становится на путь к своему Господу. Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый. - Коран, 76:29-30

Имеются и другие аяты, которые выражают ту же мысль. К примеру, нижеследующий аят повествует, что действия человека создаются не человеком, а все тем же Аллахом:

Аллах сотворил вас и то, что вы делаете. - Коран, 37:96

Следующий аят подразумевает, что поступки человека были определены Аллахом уже с самого начала, и что судить человека будут по ним:

Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой. - Коран, 17:13

Аллах знал с самого начала, что определенная часть людей и джиннов попадет в Ад. И не просто знал, но и хотел этого еще до того, как они родились, что и отражается следующими аятами:

Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет прямым путем. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток. Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами. - Коран, 7:178-179

Та же мысль повторяется и в следующем аяте:

Если бы Мы пожелали, то наставили бы на прямой путь каждого человека, однако исполнится Слово Мое: «Я непременно заполню Геенну джиннами и людьми - всеми вместе!» - Коран, 32:13

Таким образом, Коран и хадисы[1] подтверждают, что никакой свободы воли у человека нет. Все поступки были вначале определены самим Аллахом и «повешены на шею» людям. Предопределение - одна из основ веры в Исламе.

Таким образом, можно заключить, что согласно исламским верованиям:

1. Жизнь на Земле не является испытанием. Зачем испытывать что-либо, если поведение уже известно, предопределено заранее и неизменяемо?

2. Судный день - фарс, поскольку люди будут судимы не за их выбор, а за решение, уже принятое Аллахом до создания людей.

3. Люди принимают Ислам не потому, что, допустим, Ислам - истинная религия, а потому, что так решил Аллах, и люди не смогут изменить его решение, даже если бы хотели.

4. Так как большинство людей, которые когда-либо жили или живут сейчас - не-мусульмане, то Аллах создал Ад лишь для того, чтобы заполнить ими Геенну. Таким образом, первичная цель создания человечества - Ад и страдание, а не Рай и спасение.

[1] Нижеследующий хадис приводится по крайней мере четыре раза в Сахих аль-Бухари, и один раз - в Сахих Муслима:

Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Мас'уд {…} сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха {…} сказал нам: „Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре веши: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдет в огонь. И поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего сбудется написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадет в рай“».

- Сахих аль-Бухари (Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари), № 1294 (рус.), Сахих Муслима (Абуль-Хасан Муслим ибн аль-Хаджжадж аль-Курайши ан-Нисабури), № 1868 (рус.), Сорок хадисов ан-Навави 4

Цитаты из Корана http://quran.e-minbar.com/32/13/
Previous post Next post
Up