Глава про Шлемы Ужаса

Oct 14, 2011 19:47

По многочисленным, как говорится, просьбам... :)))

Выкладываю главу про "Шлемы Ужаса" из нового "Практического курса Рунического Искусства".
На всякий случай сразу отвечаю на вопрос, который наверняка возникнет, - новая книга не имеет ничего общего с тем "Практическим курсом", который издавался совместно с ван Дартом в 1999-2002 гг. Это - вообще другая книга.

Для одного поста глава, пожалуй, великовата, так что разобью ее на две части.

Затравки ради:



(Из материалов Музея исландского чародейства и колдовства в Хольмавике, Исландия)



Маленькое предисловие

…Символ двенадцатиконечного (и более - кратно четырем) креста получил в Средневековье условное обобщающее название Эгисхъяльм, «Шлем Ужаса» (др.-исл. Ægishjalmur). Эддическое предание ассоциирует это имя с одним из сокровищ дракона Фафнира, доставшихся победившему его Сигурду. Но в Эдде мы встречаем только имя, а прорисовки символа - в существенно более поздних исландских колдовских книгах.



Две основные формы простейшего «Шлема Ужаса»

Однако сама данная графема, хорошо известная современным поклонникам нордической Традиции, гораздо древнее и того, и другого источника. Уже в V тысячелетии до н.э. эры мы встречаем аналогичные символы на керамике центральноевропейских народов - параллельно со свастикой и «крестом в круге», праобразом «кельтского креста». Это обладающие центральной симметрией символы, каждая «ветвь» которых продолжает ветвиться по мере удаления от центра. В более поздние времена - в эпохи бронзы, железа, а потом и в Средневековье - аналогичные символы известны в древностях самых разных народов - скифов, славян и балтов, германцев, кельтов и т.д.



Четырехчастные центральносимметричные символы на центральноевропейской керамике V тыс. до н.э. - праобразы будущих «Шлемов Ужаса»



Двенадцатиконечный крест на валлийской каменной стеле (Лландило, Дивед). О древности камня свидетельствует огамическая надпись, идущая вдоль левого ребра лицевой грани

В собственно Скандинавии в относительно позднее время двенадцатиконечный крест нередко рассматривался как объединение четырех рун Maðr, развернутых под прямым углом друг к другу. По большому счету, это и есть простейшая форма символов ряда «Шлема Ужаса». В позднесредневековой Исландии этому знаку приписывали самые разные свойства: от «охраняет от всех несчастий» до «завоевать любовь девушки».
Со временем (по большей части - в Исландии) возникли и сложные формы «Шлемов», развившиеся из простых за счет усложнения «ветвления» каждого из лучей, а также - за счет удвоения числа базовых лучей (восемь вместо четырех). Некоторые из таких символов называются в исландских рукописях непосредственно Эгисхъяльм, другие получили собственные имена.



Эгисхъяльм, «Шлем Ужаса», в узком смысле этого термина, - т.е. символ, который так называли исландские маги, полагавшие, что он способен даровать непобедимость. Прорисовка из постсредневековой исландской рукописной магической книги



Примеры простых модификаций Шлемов Ужаса из исландских рукописей. По материалам Музея исландского чародейства и колдовства в Хольмавике, Исландия

Практические рекомендации

Работа с гальдраставами - штука непростая, по целому ряду причин. И дело не только - даже не столько - в том, что в большинстве своем эти знаки довольно сложны графически. Дело, в частности, в том, что - как и руны - гальдраставы требуют специфического отношения, особой «настройки», которую невозможно обеспечить несколькими страницами текста. Кроме того, если работать конкретно на исландском материале, нужно еще и уметь отличить рисунки суеверных крестьян, готовых ради прироста овечьего стада смешать иудейские символы, христианские молитвы и что-то где-то слышанное о рунах, - от знаков, некогда созданных северными магами…

Это вовсе не означает, что я предостерегаю читателя от работы с гальдраставами вообще. Ни в коем случае. Это означает всего лишь, что я предлагаю принять определенные ограничения - по крайней мере, до той поры, когда читатель не будет уверен, что он сам способен оперировать своим сознанием в степени, достаточной, чтобы видеть гальдраставы… скажем так, - несколько иначе. (Ко всему прочему, любое самоограничение - это своего рода аскеза, т.е. - тоже источник Силы…)

Предлагаемые ограничения просты:
1) Мы работаем только с теми «классами» гальдраставов, которые заведомо являются наследием древней Традиции (например, - со Шлемами Ужаса).
2) Мы работаем только с гальдраставами, которые восходят к традиции создания и использования вязаных рун или непосредственно связаны с таковой.

Вот и все. Эти простые ограничения позволят избежать и грубых ошибок, и совершенно ненужной неопределенности, но не помешают подходить к работе с гальдраставами творчески - т.е. не просто перерисовывать непонятные картинки из каталогов и справочников, но - создавать на основе традиционных схем собственные гальдраставы, имеющие именно ту магическую нагрузку, которая вам необходима.
Мы не будем пытаться охватить здесь все такие схемы, - это вряд ли возможно в рамках этого курса, да в том нет и необходимости. Здесь, в «Практических рекомендациях», мы ограничимся одним классом гальдраставов - «Шлемами Ужаса». Итак…

*   *   *

1. В поздних исландских трактатах можно найти десятки различных способов и целей применения гальдраставов этого класса:
- «чтобы на тебя не могли навести наваждение»,
- «чтобы тролли не заездили твоего коня»,
- «дабы избежать любого ущерба, особенно - от черной магии»,
- «чтобы получить желаемое»,
- «против колдовства»,
- «для победы над врагом»,
- «от гнева хёвдинга»,
- «чтобы вернуться невредимым из путешествия» и т.д.

Невозможно не заметить, что при всем многообразии этих формулировок абсолютное большинство из них так или иначе связано с обеспечением неуязвимости «пользователя». Это действительно своего рода «лейтмотив» - правда, не единственный…

Как уже упоминалось, древнегерманская традиция называет «Шлемом Ужаса» одно из сокровищ мудрого змея Фафнира:

«У него был шлем-страшило, которого боялось все живое…»
                                     «Речи Регина», Старшая Эдда

(«Шлем-страшило» - несколько неуклюжий корсуновский перевод исландского словосочетания «Шлем Ужаса» или «Шлем Устрашения».)

«[Фафнир] сказал:
    Шлем-страшило
    носил я всегда,
    на золоте лежа;
    всех сильнее
    себя я считал,
    с кем бы ни встретился».
                                     «Речи Фафнира», Старшая Эдда

Мифологический артефакт, принадлежавший некогда одному из последних драконов, и ряд символов, используемых человеческими магами, объединяет не только название. Согласно преданию, ни один боец не мог встать против надевшего шлем Фафнира; гальдраставы, о которых мы говорим, имеют близкую функцию.

Леонид Кораблев в одной из своих работ приводит ряд интереснейших фактов об употреблении словосочетания «Шлем Ужаса» в древнеисландском:
- «нести Шлем Ужаса перед кем-либо» = «устрашать, угнетать кого-либо»;
- «иметь Шлем Ужаса в глазах» = «обладать магической силой взгляда».

Есть еще кое-что общее между шлемом Фафнира и гальдраставами, о которых мы ведем речь, но об этом - позже.
Ну, а все сказанное необходимо просто учитывать при «конструировании» собственных Эгисхъяльмов.

2. Структура Шлемов и их компоненты

В средневековой и пост-средневековой Исландии полагали, что простейшие Шлемы Ужаса «собираются» из четырех или восьми новоисландских рун Maðr, «Человек». Для того времени это, в целом, нормальный подход; однако, стоит помнить, что присвоение этой руне имени Maðr и, соответственно, звука m - это всего лишь рубеж I и II тысячелетий н.э. Между тем, простейшие Шлемы (пусть и под другим именем) применялись задолго до того времени.

До начала деградации рунической традиции и формирования Младших рядов эта руна носила имя Альгиз и символизировала состояние защищенности и покровительство богов. Обращение к более архаичному «пласту» Рунического Искусства позволяет увидеть - скажем так, - «силовой каркас» Шлемов: обращенная на четыре/восемь сторон света руна защиты и сдерживания агрессии извне. Помните, в Англосаксонской Рунической Поэме:

[Осоки] жилище
обычно в болоте,
в воде растет она
и ранит жестоко
и кровью красит
любого, кто рвет ее.

Именно этот «силовой каркас» мы встречаем практически по всей Европе в качестве самостоятельных защитных знаков - от керамики бронзового века до современных сакральных татуировок южных славян; он же сам по себе является и простейшим вариантом Эгисхъяльма. Собственно исландским нововведением является включение этих символов «в оборот Рунического Искусства»; их объединение с магией рун и позволило создать целый ряд очень мощных и удивительно гармоничных символов, какими и являются Шлемы Ужаса.

Это не теоретические измышления - для того, чтобы самому «конструировать» Шлемы, необходимо понимать, как они устроены.

3. Типология Шлемов и различия в их предназначении

При относительно близкой общей направленности воздействия, разные гальдраставы группы Шлемов Ужаса имеют, конечно, разное применение. Только исландские рукописи содержат изображения и описания десятков разных Шлемов, а ведь в них приведены, разумеется, не все возможные варианты.

Очевидно, что, если общая направленность действия Шлемов (обеспечение неуязвимости в самом широком смысле слова) обуславливается единым для них всех «силовым каркасом», то специфика воздействия каждого конкретного Шлема определяется:
а) конфигурацией става, и
б) рунами, которые в нем присутствуют.

Об использовании рун в компоновке Шлемов - чуть ниже, а сейчас - о различиях в их конфигурации.

Некоторые авторы (Эдред Торссон, Грег Кроуфорд и др.) полагают, что любой Шлем содержит три семантические зоны, в графическом выражении концентрически расходящиеся от центра символа к его периферии:
- собственно центр Шлема - «Я» пользователя;
- внутренний кольцевой пояс вокруг центра - внутренняя реальность пользователя, или «субъективное»;
- внешний кольцевой пояс - окружающий мир, или объективная реальность.

На мой взгляд, эта «география» несколько избыточна, но в целом семантическая структура Шлемов действительно такова: внутренняя графическая зона соответствует внутренней реальности пользователя, внешняя - окружающему миру.

Посмотрите - простейшие Шлемы (включая элементарный - четыре руны Альгиз), предназначенные узко для защиты и подавления, имеют полностью пустую внутреннюю зону; все действующие элементы расположены во внешней зоне и ориентированы вовне. Даже сугубо зрительно, на некоем интуитивном уровне простейшие Шлемы воспринимаются как «расшвыривающие» энергию во все стороны - от центра, от «Я» пользователя.

Совсем иначе выглядят Шлемы, предназначенные для защиты от чужого колдовства. Действующие элементы по-прежнему вынесены во внешнюю зону (это понятно: ведь речь идет об угрозе извне), но каждый луч перекрыт блокиратором-кружком, препятствующим как «выкачиванию» энергии из центра, так и доступу в центр извне. Более того, во внутренней зоне центр вообще закрыт сплошным кругом.



Три разных Шлема Ужаса, предназначенных для защиты от чужого колдовства (Исландия)

Большое значение в этом отношении имеет конфигурация ветвей Шлема. По этому признаку я выделяю три типа Шлемов:
1. Шлемы с четырьмя ветвями - основная активность сосредоточена во внешней зоне.
2. Шлемы с четырьмя длинными и четырьмя короткими ветвями - Шлем равно активен как в окружающем мире, так на внутреннем плане пользователя.
3. Шлем с восемью равновеликими ветвями - то же, что тип 1: основная активность - вовне.

Второй важнейший фактор, определяющий конфигурацию Шлема и, соответственно, его магию, - это характер симметрии. По этому признаку я выделяю четыре типа:

А. Все ветви одинаковы (для типов 1 и 3) или одинаковы все длинные и все короткие ветви (для типа 2). Шлем обладает как центральной, так и осевой симметрией, причем число осей симметрии - 4. Этому типу (конкретнее - типу «3А»; см. табл. ниже) принадлежат, например, приведенные выше Шлемы, предназначенные для защиты от колдовства.

Б. Ветви различаются между собой, но Шлем сохраняет центральную симметрию и имеет 2 перпендикулярные оси симметрии.



Пример Шлема Ужаса, относящегося к типу «Б», а конкретнее - «2Б». Назначение - защита от sendingar, воплощенного при посредстве колдовства намерения, в том числе - вредоносного (подробнее о sendingar см. в [[[вставить номер главы]]]. Исландия, XVII век

В. Оси симметрии отсутствуют, но сохраняется симметрия относительно центра и аксиальная симметрия . Шлемы этого типа могут отличаться от всех остальных примерно тем же, чем свастика отличается от равноконечного креста - наличием динамики (они и графически сходны со сложными вариантами свастики). Я пишу «могут», потому что иногда такой тип симметрии возникает случайно, при вписывании в Шлем рун (см. ниже), - в таких случаях «вихревая» структура Шлема не будет иметь существенного значения.





Ginfaxi - гальдрастав, не являющийся непосредственно Шлемом Ужаса, но близкий к таковым по ряду параметров. Предназначен для подавления противника в состязании в исландской национальной борьбе глима и обеспечения победы пользователя. Если все же рассматривать этот став с точки зрения нашей классификации, мы должны были бы отнести его к типу «В», конкретнее - «1В»

Г. Отсутствует какая бы то ни была симметрия. На историческом материале - это, как правило, одни из самых сложных Шлемов; анализировать их крайне затруднительно. При самостоятельном конструировании Шлемов к этому типу приходится обращаться, когда перед мастером стоит очень конкретная и тонкая задача со множеством ограничений и дополнительных условий…



Vegvísir - «Показыватель дороги», Шлем Ужаса типа 3Г. Сохранился в исландских записях XIX века, но происхождение его гораздо древнее. Предназначение: «Кто этот знак носит при себе, никогда не потеряет дороги, ни в шторм, ни в непогоду - даже, когда путь неизвестен»



Пример избыточно сложного Шлема типа 3Г. На мой взгляд, при таком уровне усложнения начинается уже хаос…
Исландия, манускрипт второй половины XVI - начала XVII веков.

Ниже я привожу сводную таблицу двенадцати структурных типов Шлемов - от 1А до 3Г, точнее - таблицу примеров на каждый тип.
Ну, а мы переходим к использованию рун в этих ставах.



Типология Шлемов Ужаса. Примеры для каждой типологической группы

Окончание главы - следующим постом.

Символика, Руны

Previous post Next post
Up