«Начал хорошо» или «Манифест философии» Алена Бадью
«Манифест философии» Алена Бадью начинается просто прекрасным абзацем. Привожу его целиком: «Во Франции сегодня (книга написана в 1989 году) живет не так уж много философов, хотя их здесь, наверное, даже больше, чем где бы то ни было. Чтобы их пересчитать, достаточно будет, пожалуй, десяти пальцев. Да, с десяток философов, если понимать под этим тех, кто предлагает нашему времени свои особые опознаваемые формулировки, и, следовательно, оставить в стороне как комментаторов, так незаменимых эрудитов и суетных эссеистов. Десять философов? Или, скорее, «философов»? Ибо, как ни странно, большинство из них утверждает, что философия невозможна, исчерпана, передана в ведение чего-то иного».
Какая знакомая ситуация! Ищешь-ищешь философа (или даже людей, интересующихся философией), наконец, с радостью находишь его и для чего? Чтобы убедиться в том, что философия невозможна. Точнее, чтобы быть убеждаемым в этом. Обычное «философское» дело. И пробить броню скептицизма в отношении возможностей философии совсем непросто. Ален Бадью все-таки пытается пробить ее. Правда, его способ оказался лично мне не близок. Бадью почти сразу отказывает философии в истине («сама по себе она истин не производит»), считая, что ее существование обусловлено истинностными процедурами в других сферах, которых он выделяет четыре (совершенно непонятно, почему именно четыре; основания такого выделения Бадью не указывает): наука, политика, поэзия и любовь. «Итак, мы заявляем, что имеется четыре условия философии, причем изъян даже в одном из них ведет к ее рассеиванию, точно так же как их совокупное появление обусловило ее возникновение. Эти условия суть: матема, поэма, политическое изобретение и любовь. Мы называем их родовыми процедурами…Четыре типа родовых процедур уточняют и классифицируют в наши дни все способные порождать истину процедуры (истина бывает только научной, художественной, политической или любовной). Тем самым, можно сказать, что условием философии служит наличие истин в каждом их классов, где они удостоверяемы». Определяется же философия как: «недейственная истинность при условии действенности истинного».
Нет, не пробьешь броню скептицизма подобными высказываниями. Стоит только отказать философии в самостоятельном поиске истинности, как бороться далее со скептицизмом в отношении ее возможностей совершенно бесполезно. Если истинность философии недейственная, то на черта она вообще нужна? Даже «не зачем», а именно: какого черта? Что вы нам голову морочите своей философией, своей недейственной истинностью в отношении чего бы то ни было. Нет уж, либо философия занята поиском своей особой Истины, либо она «отдыхает».