Как мне удалось справиться с боязнью лифта у дочери.
Три года назад у дочери и бабушки был неудачный опыт поездки на лифте. Не случилось ничего страшного, но реакция бабушки была слишком эмоциональной и эта связь реакции и события глубоко укоренилась в ребенке. Тогда, когда переживания были свежими, нам удалось уговорами и поездками в другом лифте снизить тревожность. Но как только нам приходилось ехать на старом затертом лифте в другом доме, тревога снова возвращалась. Наши успокаивающие диалоги работали и вроде все сошло на нет. Однако, месяц назад в детском саду, куда ходит дочь, проверяли пожарную сигнализацию. Сирена была настолько сильной, что вскрыло старое переживание - боязнь пожара. Сама боязнь пожара не приносила неудобств и даже была полезной в плане осторожности, но как то раз, дочери сказали, что во время пожара нельзя пользоваться лифтом. Я не знал подвоха, когда дочь спросила: «А почему нельзя пользоваться лифтом во время пожара?». Я как заботливый отец стал объяснять про задымление и риск удушья и сам того не подозревая, связал две фобии в одну. Теперь дочь стала бояться лифта, потому что может возникнуть пожар во то время, когда она уже едет в лифте. Все логические объяснения не работали. Иногда нам приходилось стоять по 5-7 минут пока она наберется мужества, чтобы поехать. Мы ее не торопили, видели искренний страх. Но так продолжаться долго не могло, тем более с каждым разом отказы ехать были все более твердыми. И тогда я решил использовать методики логотерапии. Я договорился с дочерью, что ей необходимо начать очень сильно бояться на 15 этаже. Допустимо было начинать немного бояться уже на 10-13 этаже, но больше всего надо было бояться именно на 15 этаже. Бояться изо всех сил. Бояться очень сильно. Очень, очень сильно (при объяснении сильно зажмуривал глаза и сжимал кулаки). Этот разговор вызвал недоумение и интерес одновременно, но раз папа так говорит, то придется делать. И вот мы едем и я начинаю отчитывать этажи 19-18-17-16 и как только доезжаем до 15, я строго говорю, что именно сейчас она должна бояться. Все остальное время до 1 этажа дочь думала, сильно ли она боялась на 15 этаже. Упражнение повторилось второй, третий и еще несколько раз и уже на третьем разе мои строгие разговоры о том, на каком этаже ей необходимо бояться, вызывали улыбку. Она специально ждала 15 этажа и показывала, что она не боится, а улыбается мне в лицо, а на самом деле в лицо своей фобии. Далее было еще интереснее, дочь сама просила отчитывать этажи, чтобы на 15-м показать как она улыбается и не боится лифта. О методике я рассказал жене и бабушке и передвижение в лифте превратилось в увлекательную игру - сможем ли мы заставить дочь сильно бояться на 15 этаже.
Допускаю, что в случае новых неприятных ситуаций, страх сможет вернуться, но теперь дочь сама знает, что будет происходить, когда такое повториться. Методика основана на том, что невозможно одновременно чего-то бояться и этого же хотеть. Элементы абсурдности важны, потому что они подчеркивают не только несуразность ситуации, но это же экстрапалируется на саму фобию.