Ровно неделю назад состоялось третье заседание экспертной коллегии при Министерстве культуры Красноярского края, на котором рассматривался проект реконструкции Котельной №1 для нужд
Минусинского драматического театра. Результатом заседания стало одобрение эскизного проекта реконструкции и рекомендация к его дальнейшей разработке с учетом замечаний экспертов. Замечаний высказано было немного и все они поправимы, поэтому без зазрения совести я начинаю публикацию материалов этого проекта в блоге.
Сегодня пост будет посвящен небольшому экскурсу в город Минусинск и рассказу о том, какое место занимает в нем Драматический театр (бывший Театр добровольного пожарного общества).
Если говорить о самом театре и его труппе, то он в рекламе не нуждается. Это прославленный коллектив мирового уровня удостоенный невероятного количества российских и международных премий. Летопись размещена на сайте
драмтеатра, где пытливый читатель сможет самостоятельно посчитать количество полученных труппой "Золотых масок" и прочих высоких наград.
В медленно убывающем малом городе драма наряду с
Мартьяновским музеем является "градообразующим предприятием" - реальным живым городским активом и прекрасным примером того, как объект культуры может являться генератором и катализатором положительных социальных процессов. Расположен объект в самом сердце историко-культурного заповедника. Исторический центр Минусинска находится на правом берегу Минусинской протоки. Границы историко-культурной заповедной территории на ситуационном плане показаны черной линией с точками. Сам театр показан красным пятном, а котельная - объект нашего непосредственного внимания - расположен правее (восточнее) основного здания театра.
Я не буду подробно касаться архитектурных особенностей здания Театра добровольного пожарного общества (изначально - здания пожарного депо), но как можно судить по первой фотографии этого поста, объект не лишен обаяния и по праву находится в реестре объектов культурного наследия регионального значения. Проект реставрации здания выполнен томской компанией Сибспецпроектреставрация и в настоящее время находится в государственной экспертизе, откуда должен на днях выйти с положительным заключением.
В масштабе города театр оказался спрятан от глаз гостей города. Мост, соединяющий берега Минусинска, сегодня является элементом мощной транзитной магистрали - всем известной М54. Она проходит в непосредственной близости к участку проектирования и разделяет заповедник на две части. Сегодня коммуникация между этими частями затруднена. Самое печальное, что здание театра не попадает в обзор при движении по магистрали. Раньше мост лежал в створе ул. Комсомольской и упирался в здания театра и котельной.
Несмотря на то, что на плане нанесена голубая граница зон охраны объектов культурного наследия, по факту эти зоны утверждены не были, что де-юре развязывает нам руки и освобождает от каких-либо регламентирующих ограничений в этой зоне. Тем не менее, систему этих ограничений мы выстроили для себя сами. О них я буду подробнее рассказывать в следующих постах, а сейчас, когда читатель уже сориентировался в пространстве старого Минусинска, я покажу те объекты, вокруг которых и развернулись основные события.
Театр. Фасад по ул. Обороны:
Здание пожарного депо севернее театра, далее по ул. Обороны:
Развертка с Подсинской:
Вид с перекрестка М54 и ул. Красных партизан. Розовая штука на переднем плане - тепловой пункт. За ним показалась самая интересная часть котельной, которую мы и собираемся приспосабливать.
Спасский собор - ярчайший представитель "сибирского барокко" и родной брат Покровского собора в Красноярске, зажат магистралью и лишен тротуара. Кадр сделан практически с той же точки, что и предыдущий. Довольно безобразная картина...
В "театральном квартале" есть еще несколько объектов наследия. Но вернемся к котельной. Сегодня она состоит из трех частей построенных в разное время и объектом культурного наследия не является...
Блок А - самый интересный фрагмент этого конгломерата, был построен во второй декаде XX века по проекту инженера-электрика Болеслава Гецена в стиле модерн. Порывшись в архиве мы даже нашли этот проект согласованный самим Соколовским, который в те годы являлся губернским архитектором.
Блоки B и C были пристроены позже, когда электростанцию превратили в котельную.
В блоке B размещалось оборудование (часть которого также размещалась в блоке А), а в блоке С - контора. Как можно видеть на изображениях выше, с архитектурной точки зрения блоки В и С не представляют никакой ценности. Сегодня под нужды театра приспособлены только помещения, размещенные в блоке C. Это различные мастерские, склады декораций и репетиционные, которые ютятся в тесных комнатах на разных отметках, соединенных кривыми лестницами с нарушением всех санитарных и пожарных норм. В остальных частях здания демонтировано оборудование котельных и сегодня они представляют собой две пустые коробки без перекрытий. Сам процесс демонтажа привел все здание в аварийное состояние. Поскольку оно не стоит на государственной охране, компания, выигравшая тендер на демонтаж, особо не церемонилась и выдергивала котлы и другой металлолом с помощью трактора, а также устраивала монтажные проемы, где заблагорассудится.
Некоторые разрушения произошли уже в процессе работы над проектом, так как ни предписания прокуратуры, ни городской администрации, ни краевого министерства культуры не напугали "работников". Хорошо, что демонтаж наконец-то завершен и мы готовы приступать к рабочке в полный рост.
Взгляните еще раз на этот образец провинциального промышленного модерна и вы влюбитесь в него так же, как это сделал я, когда увидел его впервые в августе прошлого года. Именно этот фрагмент мы постараемся сделать главным героем современной сцены, солистом нового театра!
Продолжение следует...