В честь праздника Воскресения Христова, сегодняшний мой рассказ будет посвящен наиболее значительному православному монастырю Беларуси - Жировичскому Свято-Успенскому монастырю.
Своим существованием и известностью монастырь обязан чудотворной иконе вырезанной из камня, которую по легенде нашли местные пастухи в 1470 году. Они отнесли икону помещику Александру Солтану, который поместил ее в шкатулку с драгоценностями, вечером он захотел показать приобретение друзьям, но иконы не нашел. Позже пастухи снова нашли ее на прежнем месте, после чего Солтан принял решение построить деревянный храм и поместить икону там. Правда, исторические данные свидетельствуют о том, что подобные события если и произошли то как минимум на 20-30 лет позже.
Храм переживал разные времена, он горел и разрушался. В начале 17 века храм и монастырь перешли к униатам, которые постепенно начали заменять деревянные постройки каменными. Самой первой и главной каменной постройкой монастыря стал Успенский собор, строительство которого продолжалось с 1613 по 1650 года. Храм представляет собой крестово-купольную базилику весьма внушительных размеров. Он и сейчас, наверное, один из самых больших православных храмов Беларуси.
Первоначально храм был построен в стиле раннего, т.н. «сарматского» барокко, с двумя башнями на главном фасаде, современный вид он принял в 19 веке, когда фасад был переделан в стиле классицизма, башни разобраны, и изменена форма купола.
Хотя, некоторые барочные детали еще сохранились:
Тогда же напротив главного фасада храма была выстроена колокольня:
Значительная часть первоначального декора интерьеров была также утрачена, из сохранившегося следует отметить иконостас главного нефа, датируемый 17 веком:
Кроме того, сохранились фрагменты лепнины сводов:
В 17 веке благодаря своей чудотворной иконе монастырь стал одним из самых популярных мест паломничества в ВКЛ, его даже называли «Литовской Ченстоховой» причем икона почиталась и православными и униатами и римо-католиками.
Монастырь посещали короли Речи Посполитой: здесь были Владислав IV, Ян Казимир, Ян Собесский, Август II Сильный, Станислав Август Понятовский , магнаты соревновались, кто преподнесет большие подарки.
В состав монастыря входят еще две церкви: Явленская и Крестовоздвиженская.
Явленская церковь была построена в 18 веке на месте, где после пожара в 16 веке была вновь обнаружена икона, и в алтаре храма находится камень, на котором это произошло.
К сожалению, этим летом фасады храмов были в строительных лесах, поэтому мои снимки не дают полного представления о них:
Увидеть полностью изящнейший позднебарочный фасад Явленской церкви можно здесь:
http://globus.tut.by/zhirovichi/little_church_gallery.htm Со стороны алтаря видны перестройки 19 века:
Здесь видно, что была понижена крыша храма, и добавлен деревянный барабан с «цыбулиной».
Крестовоздвиженский храм представляет собой достаточно редкий тип храма - храм-кальварию. Большую часть помещения храма занимает лестница , по которой на коленях должен был подниматься паломник. На алтарной стене храма была помещена барочная роспись, с помощью оптической иллюзии расширявшая пространство храма.
Главный фасад можно увидеть здесь:
http://globus.tut.by/zhirovichi/krestov_gallery.htm В монастыре также сохранились корпуса 18 века, в которых сейчас находится семинария:
В первой половине 19 века до ликвидации униатства монастырь был центром Литовской униатской епархии, а Успенский собор был кафедральным. После ликвидации униатства кафедра была перенесена в Вильно, а монастырь стал просто монастырем 2-го класса, что существенно уменьшило его значение.
Не самые легкие времена были у монастыря в 20-30-е годы 20-го столетия. В это время предпринимались активные попытки отобрать монастырь у православных, правда ограничилось все тем, что Крестовоздвиженскую церковь отдали под приходской костел.
Но по сравнению с тем, что происходило в БССР это можно назвать процветанием. В БССР в 30-х годах были закрыты ВСЕ храмы. В результате, с приходом немцев в 1941 Жировичи стали центром из которого началось возрождение церковной жизни в центральной и восточной Беларуси.
Уже после войны продолжались попытки закрыть монастырь, в частности, в 1963 году была закрыта семинария.
Повторно семинария была открыта только в 1989 году и в 1991 получила статус высшего учебного заведения.