Сегодняшний рассказ будет посвящен православным и униатским храмам построенным в 17 столетии.
Как известно, в конце 16 столетия произошел раскол православной церкви на территории Речи Посполитой. Часть иерархов и верующих заключила союз с Римом, и создала греко-католическую церковь, часть не пожелала объединяться и всеми силами препятствовала этому процессу. Надо отдать должное нашим предкам, на территории Беларуси и Литвы все это происходило достаточно мирно. Случаи с человеческими жертвами были редкими (до прихода к нам сначала украинских казаков, а затем русских войск в середине 17 века, но это уже другая и очень печальная история).
Тем не менее следует отметить, что различиям между этими двумя конфессиями были в основном политическими. В 17 веке (особенно в первой половине) еще можно говорить о единой традиции в зодчестве.
В 17 веке просматриваются три основных направления в униатском и православном зодчестве.
Во-первых, значительная часть храмов этого периода следует сарматским традициям, о которых я рассказывал в прошлом посте. Самым сохранившимся храмом этой группы является минская Петропавловская церковь:
Эта храм был построен в первой половине 17 века, православной общиной Минска, после того, как все старые православные храмы города были переданы униатам. Как и католические костелы этого периода храм отличается строгостью декора, имеет характерный для многих сарматских храмов двухбашенный фасад, и в его архитектуре можно увидеть еще готические черты, особенно это видно по граненой апсиде с высокими окнами на втором снимке.
В аналогичной ситуации оказались православные в столице, поэтому в Вильне строится православный собор Святого Духа, построенный в камне в 1634 году . Сегодня он выглядит так:
Такой вид он получил после перестройки в 19 в. Сохранились чертежи храма до перестройки:
Как видно, в нем было больше барочных элементов, это скорее всего связано с тем, что он был построен чуть позже, и его столичным местонахождением.
Парадоксально, но перестроив храм в 19 веке, и попытавшись убрать «слишком католические» барочные элементы, российские власти, на мой взгляд добились сходства с другим католическим храмом, римской церковью Trinita dei monti:
http://commons.wikimedia.org/wiki/Image:Campo_Marzio_-_Pincio_Trinit%C3%A0_dei_Monti_1000490.JPG К этому храму, точнее его внутреннему убранству мы вернемся в рассказе о виленском барокко 18 столетия.
В первой половине 17 столетия строится Успенский униатский собор в Жировичах.
К сожалению он также был перестроен в 19 веке в стиле классицизма, и у его фасадов сохранились только отдельные барочные элементы:
Первоначально он имел типичный для храмов сарматского стиля фасад с двумя невысокими башнями.
В интерьере сохранились иконостас 17 века, и фрагменты ренессансной лепнины :
Некоторые сарматские черты имела и построенная в 17 веке троицкая церковь в Слуцке. В 18 веке она была сильно перестроена, ее первоначальный вид можно видеть вот на этой иконе 17 в:
Строились и однобашенные храмы. Например униатская Троицкая церковь, в деревне Белая церковь
http://globus.tut.by/belaya_cer/church_gallery.htm Ныне полуразрушенный храм является типичным однобашенным сарматским храмом, с массивной почти крепостной башней на главном фасаде.
В качестве примера храма с простым фасадом без башен, можно привести церковь в Черее:
http://globus.tut.by/chereya/church_gallery.htmХрамы второго направления имеют также ренессансные черты, но в отличие от сарматского стиля, который наследовал местные готико-ренессансные традиции, эти храмы ближе к образцам т.н. североевропейского ренессанса.
Из сохранившихся храмов самым ярким образцом этого направления является православная Троицкая церковь Кутеинского Явленского монастыря в Орше:
Одной из самых характерных деталей этого стиля является плоский фасад храма, разбитый на несколько ярусов и покрытый неглубокими нишами.
В Беларуси эти ниши еще и покрывались фресками. К сожалению ни в одном из существующих храмов эти росписи не сохранились, и известны только по описаниям и старым рисункам. Троицкая церковь, сравнительно недавно обрела современнный облик. Первоначальный ренессансный фасад был уничтожен при перестройке в 1870 году, была изменена форма крыши и добавлена «луковица». Храму вернули облик близкий к первоначальному уже в наши дни.
Наиболее близкими к данным храмам, как по стилю, так и географически являются костелы Люблина и его окрестностей, например:
Но у люблинских костелах обычно покрывалась нишами только верхняя часть фасада, и редко использовались фрески. Белорусские зодчие пошли дальше, они стали покрывать нишами с фресками весь фасад, в результате чего получался фактически вынесенный на главный фасад иконостас.
Типичным примером была униатская Святодуховская церковь в Минске:
К сожалению, этот великолепный храм еще в 19 столетии дважды был кардинально перестроен, и разрушен в 30-е годы.
К этому же типу можно отнести некоторые церкви Могилева:
Например Богоявленскую церковь 1636г:
И Николаевскую церковь 1676 года:
Богоявленская церковь была снесена после войны.
В этих двух храмах можно увидеть попытку соединить ренессансный фасад, покрытый нишами, и барочный двухбашенный. Фасады этих храмов также покрывались фресками, и недавно Николаевскую церковь расписали снова. Правда, к сожалению, не выдержан ни стиль ни содержание фресок (изобразить на фасаде храма 17 века императора Николая II с семейством - это явный перебор)
В Николаевской церкви также сохранились фрагменты первоначального интерьера, фрески на куполе и великолепный иконостас:
Если вернуться к фасадам храмов, то интересен следующий факт - подобный тип фасада практически не встречается в римо-католических храмах Беларуси и Литвы. Единственный известный мне случай - верхняя часть фасада костела Бернардинцев в Вильне, после перестройки 17 века.
Третьим направлением можно назвать каменные храмы построеные в камне по образцу деревянных. Печально то, что практически ни один из этих храмов не сохранился до наших дней. Остались только рисунки и старые фотографии.
Успенский собор Кутеинского женского монастыря:
(на заднем плане)
Храм был построен в середине 17 века на месте сгоревшего дереянного. Храм имеет центричную композицию, и в плане представляет собой крест, с куполом по центру. Такая планировка очень типична для белорусских деревянных церквей 17-18 веков.
При этом фасады получили ренессансно-барочный декор, близкий к другим храмам этого периода.
Могилевская Успенская церковь также имела план в виде креста и купол.
Очень интересной была Покровская церковь в Могилеве. Вокруг основного крестового объема находилась галерея, которая делала храм похожим на маленькую базилику.
Самый близкий известный мне аналог: Спасо-преображенская церковь в Смолянах
http://globus.tut.by/smolyany/church_spas_gallery.htmОна отличается фактически только наличием небольших башенок на фасаде, и разумеется материалом.
И в конце хочу привести пример деревянного зодчества 17 века, церковь в Порплище, в которой кроме всего прочего сохранились и униатские интерьеры 17-18 веков:
Следующий раз будет рассказ о 18 веке и Виленском барокко.
P.S. В рассказе кроме моих снимков я использовал снимки уважаемого френда
yardkeeper и замечательнейшей девушки Елены, за что им ОГРОМНАЯ благодарность. :-)