Недолгий период относительного спокойствия для гендиректоров крупнейших российских компаний благополучно закончился. Если в 2012 г. частота замен гендиректоров в России снизилась с рекордных 20% в год до общемировых значений (примерно 14%), то в 2013 г. в России был поставлен очередной рекорд: первых лиц поменяли в 22% крупнейших российских компаний, подсчитали консультанты российского офиса Strategy& (бывшая Booz & Сo). Для сравнения: в 2009 г. таких замен было 20%, в 2010 г. - 19,4%, в 2011 г. - 21% и только в 2012 г. - 14%.
В 2013 г. Россия, вероятно, поставила не только исторический, но и мировой рекорд сменяемости высшего руководства. Во всех регионах, в которых консультанты Strategy& проводят измерения, этот показатель меньше. В США и Канаде - 13,2%, в Западной Европе - 12,9%, в Японии - 15,0%, в Китае - 16,9% и только в Индии и Бразилии - 21,1%.
План или пропал
Прошлый год отчасти подтвердил тенденцию, замеченную консультантами еще в 2012 г. Если в России владельцы бизнеса задумываются о замене менеджмента в трудные времена, то в развитых странах рулевого гораздо чаще просят подвинуться в относительно спокойное время.
Еще один яркий российский рекорд - самая низкая в мире доля плановых замен первых лиц. Таких консультанты Strategy& насчитали 40,9%. Это меньше не только показателей России 2012 г. (42,9%), но и результатов США и Канады (69,2%), Западной Европы (51,5%), Японии (83,9%), Китая (85,7%), Бразилии и Индии (65,7%). Необычным выдался 2013 год и по количеству замен руководства в результате сделок слияний и поглощений (31,8%). Такие замены происходили особенно часто в трех отраслях: нефтегазовой, энергетической и телекоммуникационной.
Специфика или навык
В нашей стране как никогда не занимались преемственностью руководства внутри компаний, так и сейчас занимаются недостаточно, подчеркивает Екатерина Козинченко, гендиректор российского офиса Strategy&. Процесс подготовки преемника на позицию гендиректора из нескольких внутренних кандидатов может занимать от 3 до 5 лет, говорит Федор Шеберстов, партнер российского офиса Odgers Berndtson. Вот только последние пять лет руководителям крупных российских компаний было много чем заняться, кроме как настройкой процессов преемственности руководства, подчеркивает он.
К тому же российские гендиректора существенно моложе, подчеркивает Шеберстов. По данным Strategy&, медианный (т. е. типичный) возраст вновь назначенного российского гендиректора - 46,5 года, что на 6,5 года ниже, чем в мире. Получается, что вопросами преемственности должны заниматься люди в возрасте 45-50 лет, которые сами по себе никуда уходить из компании не собираются, подчеркивает Шеберстов. «Какого рожна руководитель в самом расцвете сил будет заниматься подготовкой конкурента самому же себе?» - удивляется он.
Свой или чужой
Еще одна российская особенность - крайне низкое число иностранцев среди вновь назначенных гендиректоров. В 2013 г. получилось так, что среди крупнейших компаний иностранцев нанимали только представительства зарубежных компаний. Российские предприятия на высшие позиции назначали только россиян, отмечают в Strategy&. К тому же назначенные российские гендиректора обладают самым небогатым опытом работы за рубежом. Только 18% российских гендиректоров успели поработать за границей. В мире международным опытом может похвастаться каждый третий назначенный руководитель. В Западной Европе таких больше половины, в США - 43%, и даже в Японии, где еще больше, чем в России, не доверяют иностранцам, в других странах поработали 37% назначенных гендиректоров.
И наконец, акционеры российских компаний продемонстрировали в 2013 г. удивительный консерватизм в отношении кандидатов из других отраслей экономики. Лишь в 9% случаев предыдущее место работы гендиректора, назначенного в России в 2013 г., было за пределами отрасли, в которой он приступил к работе. В остальных случаях гендиректорами становились представители той же самой отрасли, отмечают в Strategy&. В мире ситуация для кросс-индустриальных переходов гораздо более благоприятная: 42% назначений произошло в результате смены топ-менеджерами отраслей.
В России индустриальная специфика превалирует над управленческими навыками, а это еще более сужает пул потенциальных кандидатов в гендиректора, сожалеет Козинченко.
Относительная редкость кросс-индустриальных переходов не является российской особенностью, говорит Ярослав Глазунов из российского офиса Spencer Stuart. Уровень готовности воспринимать людей из других индустрий среди крупных российских компаний не очень высок, так же, впрочем, как и в других развивающихся странах. Поэтому те, кто нанимает гендиректоров, с удовольствием рассуждают о дефиците талантов, но, когда доходит до дела, нанимают тех, кто по крайней мере хорошо знает отраслевую специфику, подчеркивает Глазунов. Особенно это, по его словам, характерно для компаний промышленного сектора. Легче нанимают кандидатов из смежных отраслей компании, работающие с розничными клиентами, - банки, розничные сети, мобильные операторы.