May 31, 2014 12:49
География удерживает российских ретейлеров от ценовых войн, к такому выводу пришли аналитики инвестбанка Morgan Stanley в обзоре ретейла в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. На нескольких рынках региона среди крупнейших розничных сетей обострилась ценовая конкуренция с прошлого года, отмечают аналитики инвестбанка.
Так, в Польше Tesco стал более агрессивным в ценах с середины 2013 г., что привело к снижению рентабельности по всей отрасли. Лидер польской розницы Biedronka также снизил рентабельность из-за более низких цен. В Турции сеть дискаунтеров BIM в течение нескольких лет повышала цены медленнее продовольственной инфляции, отмечают аналитики: "Компания счастлива, если получает рентабельность EBITDA около 5%".
"В Польше и Турции идут ценовые войны в рознице, а в России нет. Почему? Если одним словом: из-за географии", - говорится в обзоре Morgan Stanley. Россия в 22 раза больше Турции и в 55 раз больше Польши по площади. В более маленьких странах многие ретейлеры соперничают друг с другом на всей территории страны, рассуждают аналитики: если крупнейшая есть магазинов начинает устанавливать цены ниже конкурентов, это быстро подрывает весь рынок.
В России, учитывая ее площадь и количество регионов, за которые конкурируют ретейлеры, шансы на такой сценарий в ближайшем будущем намного ниже. У двух крупнейших продовольственных сетей - X5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель", "Перекресток") и "Магнита" - географических пересечений довольно мало, считают аналитики Morgan Stanley. Они ссылаются на данные "Магнита", по которым лишь 25% из более 8400 его магазинов "пересекаются" с магазином другого федерального ретейлера.
"Магнит" по итогам I квартала 2014 г. сообщал о локальных "ценовых интервенциях". Как говорил на телеконференции с инвесторами и аналитиками гендиректор и основной владелец краснодарской сети Сергей Галицкий, это потребовалось из-за развития сети в новых для нее регионах - Москве, Санкт-Петербурге, на Урале и в Западной Сибири. Маржа EBITDA "Магнита" - одна из самых высоких в отрасли - снизилась в I квартале до 9,07% с 9,31% годом ранее.
Валовая рентабельность второго по выручке ретейлера в России, X5, за январь-март 2014 г. снизилась на 39 базисных пунктов до 24%, в том числе, из-за супермаркетов "Перекресток" и гипермаркетов "Карусель", которые проводили промокампании для поддержания потока покупателей.
ретейл