После большого перерыва решил написать серию постов по итогам поездки в Вологодскую область этим летом. Одной из ее целей было найти точки съемки Прокудина-Горского (1909 года) вдоль Мариинской водной системы от Белозерска до Вытегры и постараться снять кадры из серии «было-стало» для проекта
www.prokudin-gorsky.org (рубрика Фотосравнения).
Сергей Михайлович Прокудин-Горский, фотограф и химик, пионер цветной фотографии, автор уникальных цветных снимков дореволюционной России, в 1909 году отправился на пароходе «Шексна» в экспедицию по каналам, рекам и озерам Мариинской системы из Петербурга до Волги.
Сергей Михайлович Прокудин-Горский
Это была его первая именно фотографическая экспедиция, целью которой было запечатлеть Россию в цвете. Она положила начало созданию Коллекции достопримечательностей Российской империи, которая просто каким-то чудом дожила до нашего времени, правда, с утратами.
Итогом той первой экспедиции 1909 года стало большое количество цветных фотографий вдоль всей водной системы. Меня же в этот раз интересовала ее часть от Белозерска до Вытегры, а также город Кириллов и его окрестности. Хотя сам Прокудин-Горский плыл на пароходе от Онежского озера до Белого, мое путешествие получилось «в обратном направлении».
Пароход «Шексна»
Снимал Прокудин-Горский камерой большого формата системы Митте-Бермполя на бромосеребряные стеклянные пластинки последовательно через три светофильтра: синий, зеленый и красный, использовал сенсибилизатор собственного рецепта. Для демонстрации использовался специальный проектор, сводивший три негатива в цветное изображение.
Примерно так выглядела камера Прокудина-Горского
Проектор Görtz Triple мог демонстрировать тройные негативы в цвете
Оригиналы негативов сейчас хранятся в Библиотеке Конгресса США, там же они были оцифрованы, сведены и выложены на
сайте. Многие энтузиасты, включая авторов проекта
www.prokudin-gorsky.org, проводят свое сведение негативов и тщательно реставрируют драгоценные снимки.
Так выглядит тройной негатив
А так - сведенный из них цветной кадр
Помимо самих негативов сохранились также альбомы автора, в которых он вел картотеку снимков с черно-белыми копиями и подписями к ним. По этим подписям удалось идентифицировать многие точки съемки. Много негативов не сохранилось (по крайней мере, их местонахождение неизвестно), но для некоторых из них в альбомах остались черно-белые копии.
Для этого кадра с деревянной церковью Ильи Пророка в Белозерске исходных негативов не сохранилось, только ч/б копия в альбоме. Однако и для нее я попытался отыскать точку съемки
Из всех снимков, снятых Прокудиным-Горским на интересующем меня отрезке Мариинской водной системы, я отобрал примерно 50 штук, которые теоретически реально было повторить. Остальные были отсеяны либо по причине отсутствия хоть какой-то информации о точке съемки, либо потому, что, хотя точка и известна, но в настоящее время она мне недоступна. Например, в Коллекции есть кадры, снятые с несуществующих ныне колоколен или в затопленных при строительстве Волго-Балтийского канала местах. Некоторые точки недоступны по суше, но могут быть достигнуты по воде.
Подпись автора: «Землечерпательная машина Шекснинская I-я с черпаками и рефулером». Определить точку съемки этого кадра вряд ли будет возможно.
Для этого кадра с нефтеналивной баржей братьев Нобелей «Евгенiя» точка съемки известна, но для его повторения теперь нужна лодка
«Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора». Колокольня ныне не существует, поэтому для повторения потребуется квадрокоптер, которого у меня нет (пока)
Забегая вперед, скажу, что и из отобранных кадров, к сожалению, удалось сделать не все. По разным причинам, в том числе потому, что часто обстановка за 109 лет изменилась на столько, что сделать привязку к местности оказалось невозможно (новая застройка, разросшиеся деревья). Подробнее об этом расскажу позже, к каждому подобному снимку.
Отдельной проблемой был подбор правильного фокусного расстояния для повторения кадров. Так как Прокудин-Горский снимал на большой формат, по некоторой информации, целым набором объективов с разными фокусными, да и в любом случае пересчет с большого формата на мой цифровой кроп - это отдельная история, поэтому фиксы решил не использовать, а взял зум Minolta 28-85 и ширик Sigma 10-20. Для одного из кадров пригодился телевик Minolta 70-210.
На этом с вступлением всё, далее - фотосравнения. Мне показалась очень интересной идея представления сравнений в виде анимации в формате gif, подсмотренная у одного из энтузиастов, в журнале
to4et. При таком подходе разница «было-стало» наиболее очевидна, и провести анализ проще. Спасибо за идею)
PS. В интернете сейчас можно найти достаточно много информации и о самом Сергее Михайловиче Прокудине-Горском, и о его снимках, о технологиях первой цветной фотографии и об истории обретения его коллекции. Достаточно ёмко, интересно и красиво об этом рассказано в документальном фильме Л. Парфенова
«Цвет нации». Настоятельно рекомендую всем заинтересовавшимся.