В статье «
Конец идейных игр» про мой опыт академика «Золотого куба» я оперировал понятиями «идейная игра» и «жанровая игра».
Термины вызывают вопросы, поэтому попытаюсь дать им определения.
Сразу оговорюсь, что я говорю о ролевых играх как о произведениях искусства.
«Идейные игры» - это игры, в которых обязательным требованием художественной целостности игры является идея. К идее предъявляются в свою очередь следующие требования: она должна быть сформулирована мастерами для самих себя, она должна быть донесена до игроков до игры, она должна быть реализована на игре так, чтобы массово затронуть игроков.
Идея игры - это ее гейм-фокус, основная суть, высказанная в одном предложении. Подробнее на эту тему можно прочитать у В. Молодых в комконовской книге о ролевых играх этого и позапрошлого года.
Основная характеристика идеи - это ее единственность. Идей не может быть две. Она обязательно одна. И все сводится к ней. Это глава угла.
Идея игры может быть артикулированным высказыванием, а может и не быть. Так или иначе, она сформулирована в одном предложении. Это одна мысль.
«Жанровые игры» - это НЕ игры, в которых отсутствует высказывание. Это НЕ игры, в которых нет идеи.
Игры без идеи в большом количестве делались и делаются, но это исторически более ранняя форма. В этой форме важен сам факт ролевой игры. Ролевая игра по факту своего проведения погружает в волшебный мир. Этот мир даже не обязательно должен быть непротиворечив и целостен.
Отмечу, что игры развлекательного формата я оставляю за скобками, т.к. они развиваются параллельно, стадии «идейных» игр у этого направления соответствует что-то другое. Не могу сказать, что именно, в силу своей некомпетентности в этой области. Таким образом, развлекательные игры тоже развиваются, и для современных развлекательных игр самого факта игры тоже может быть недостаточно, но какие новые требования к такой игре предъявляются - вопрос к экспертам в этой области.
Итак, «жанровые игры» - это игры, в которых обязательным требованием художественной целостности является атмосфера жанра. Жанром может быть жанр кино, литературы, театра. Жанром может быть творчество определенного автора (режиссера, писателя). Жанром может быть конкретное произведение, но это пограничная область, как правило, жанр такой игры включает в себя нечто большее, нежели само произведение. Делая игру по конкретному источнику, легко впасть в заблуждение, что твоя трактовка произведения самоочевидна. Если же ты деконструируешь источник, выделяешь из него правила мира, синтезируешь его «жанр», получается жанровая игра. Таким образом, жанром может быть и ранее не документированный жанр. Жанр - это атмосфера и законы мира. В фильмах Гая Ричи законы таковы, что пути героев должны пересечься по закону Мерфи, самым неудачным для них образом. Атмосфера вестерна состоит из перекати-поле, сощуренных глаз и томительного ожидания с пальцами на рукояти револьвера.
Очевидно, что «идейные игры» делают упор на содержании, а «жанровые игры» - на форме. Однако, стоит отметить, что жанр благоволит определенного рода содержаниям. Например, вестерн стимулирует истории о мести, несправедливости. Достоевский - стимулирует разоблачения и душераздирающие признания.
Если вспомнить Всеобщую Теорию Всего (В. Молодых), то жанр точно также определяется через ключевые прецеденты, однако, жанр нельзя высказать в одной идее.