Jun 11, 2010 23:00
Я уже давно считаю бОльшую часть из времени, потраченного на учёбу в университете, потеряным впустую. Ведь практически всё это время меня пичкали исключительно специфическими знаниями, которые мне ни разу с тех пор не пригодились. Более того, практически всё я забывал сразу после сдачи очередного экзамена. А если бы и не забыл сразу, то через несколько лет всё равно бы забыл, поскольку 95% преподаваемых дисциплин не имели ничего общего с моей последующей работой. Не сомневаюсь, что точно также обстоит дело у многих.
И громкие слова людей, пытающихся оправдать полезность образования, на меня ну никак не действуют.
"Высшее образование - это то, что остаётся в голове после получения диплома". Это правда, но остаются в голове в основном совершенно ненужные знания, которые всегда можно почерпнуть в учебниках и справочниках. А если этими знаниями не пользоваться, то и этого не остаётся. Да, я работал частично по специальности, но всё что мне пригодилось из моего образования действительно можно было почерпнуть из учебников и справочников, на что бы ушло в сотни раз меньше времени.
"Образование учит учиться..." Чушь. Как заучивание тысяч теорем с доказательствами может научить учиться?
"Образование открывает двери". Никогда мой аттестат и цвет диплома не интересовали работодателя. Никогда это не интересовало и меня, когда я сам принимал людей на работу.
"Образование повышает интеллектуальный уровень". Скорее, уменьшает количество свободной памяти.
Всё что мне помогло в жизни, я получил не в университете (если, конечно, не считать случайных встреч с людьми, повлиявшими на мою жизнь и работу). Только практический опыт, наблюдение за успешными людьми, статьи и книжки (причём, книжки, читавшиеся исключительно по насущной необходимости, а не "на всякий случай - вдруг пригодится").
Так зачем нужно образование и нужно ли оно вообще? Что было не так в моём образовании? Очень мне хотелось найти ответ на этот вопрос. Вот этот ответ, почерпнутый у одного древнего автора (кстати, знание его имени не принесло бы мне никакой пользы):
Уровни познания располагаются в виде следующей иерархии:
Мудрость - способность находить решения, опираясь на знания и опыт
Понимание - интерпретация знаний, способность делать выводы
Знания (умения) - совокоупность информации и методов её применения
Информация - организованные, структурированные, осмысленные данные
Данные (факты) - ну тут пояснять нечего
Обучение - это процесс трансформации низших элементов этой иерархии в высшие. Знание без мудрости подобно незажжённой свече. Подлинное обучение подразумевает, что в конечном счёте фитиль свечи наших знаний будет зажжён, и она загорится, освещая всё вокруг (то есть, принося практическую пользу).
И ещё одна цитата: "Где мудрость, которую мы потеряли в поисках знаний? Где знания, которые мы утратили, гоняясь за информацией?" (Т. С. Элиот, "Скала").
Моё образование не выходило за пределы получения знаний (а по большей части - просто данных). И совсем не приводило к трансформации уровней познания, а значит и не являлось подлинным обучением (в соответствии с приведённым выше определением). Но можно сделать и один позитивный вывод - я в итоге научился отличать "образование" от обучения :) И именно подлинного обучения я хочу для своего ребёнка.