Все. Все решено. Отношения определились. Точки над «и» расставлены. Сердце колотится. Вот в такие минуты мы и живем по-настоящему. Великие минуты твоей жизни, решающие мгновения. Налево пойдешь или направо. И все круто меняется. Другим людям со стороны эти твои мгновения могут казаться простыми, обычными, сцены - даже пошлыми, ну - сошлись, ну - расстались. Миллионы людей сходятся и расходятся. Мир не рухнул. ИХ мир, общий. Не рухнул. А твой? Твой конкретный - именно что и рухнул. Или заискрился, отстроился, жить начал…
Всего-то пару лет прошло… Вот точно такое по накалу жизни мгновение мы с ней переживали пару лет назад. Я привычно, уже ничего не спрашивая и не объясняясь, прошла мимо вахтеров, взлетела на третий этаж интерната, внутренне волнуясь как на первом свидании, толкнула знакомую дверь в девчачью комнату.
- Илона! Илона!- так же привычно заверещали соседки по комнате, - к тебе! к тебе!
И так же как и всегда скользнула из угла ее молчаливая тень и мягким шарфичком обвилась вокруг моей шеи.
- Я тебя ждала, я уже сумку собрала, только шлепанцы порвались, если мы снова пойдем в баню, то шлепанцев нету, или я сейчас к девочкам на второй этаж сбегаю, возьму на выходные шлепанцы. Да?
- Ну, можешь сбегать, но давай потом. Я еще хотела с тобой поговорить. У меня к тебе новость есть. Да? Поговорим? Девочки, солнцы, можно мы поговорим с Илонкой 5 минут? Мы быстро, не хочется на коридоре стоять, погостите у соседей?
Дверь закрылась и с ней мои последние пути к отступлению. Блин, в такие минуты совсем забывается подготовленная правильная речь. Но открываешь рот и говоришь на энергии колотящегося сердца:
- Детка, я решила, что бросаю работу в банке, и остаюсь дома. Я теперь сама буду отвечать за детей и поэтому я могу забрать домой тебя. Насовсем, а не на каникулы. Мы поговорили с папой и детьми - все будут рады, если ты захочешь присоединиться к нам, жить у нас и быть НАШЕЙ. Если ты согласишься - я подаю документы на оформление приемной семьи.
Все, я свое выпалила. Теперь ее очередь, время колотиться ее сердцу. О. Покатились молчаливые слезы. Она всегда беззвучно плачет, без звука, без всхлипа. Просто перестает дышать, и вместо вдохов и выдохов сыплются капли. Их величина перекрывает отсутствие всхлипов.
Притягиваю к себе эту мокрую рожицу:
- Ну, что ты плачешь? Пойдешь? Нет? Ты рада?
Закивала головой так, что как та голова осталась на месте. Вдруг я истолкую неправильно. Говорить в такие минуты она не умеет, я уже поняла за много лет, но если что-то важное, то головой кивает очень определенно.
Все. Сердце стало успокаиваться. Ему-то что… Оно свое отстучало. На этот раз. Решение протолкнуло. А мы теперь живем. Вместе. Стартанули. Начали.
Как оно хорошо начиналось. Непросто. Но при этом очень хорошо. Я видела как она потихоньку разжимается. Через боли, болезни, через плачи и молчания, через обиды, разговоры и обнимашки оно потихоньку выходит, выходит…
Прошли первых три месяца беспробудных болезней, уши, ангина, снова уши, ничего не помогает… Лорпрофессор, до которого добрались, сказал, что это не воспаление, это нервное, дерматологическая реакция, только в ухе… Никогда не знала что даже ухо может болеть от нервов… Вылечили. Зацеловали, замазали какими-то мазями… Уже больше года не болеет. Даже зимой держится.
Говорить, как же трудно с ней оказалось говорить… Еще пока просто о погоде - что-то скажет, а так, чуть вопрос про нее, чуть она заподозрит, что ответ может ей чего-то стоить - то все. Печать молчания. Сургучная… Ни да, ни нет, ни не знаю. Начнешь поддавливать «ответь мне хоть что-нибуууудь» - перестает дышать и град беззвучных слез. О боги! Лучше бы я не спрашивала. Но как тогда понять? Почему захмурела? Кто косо посмотрел или сказал неосторожно. Школа, девочки, брат, тетка в автобусе? Как помочь человеку, который просит о помощи, всем своим видом просит, невербально вопиет просто, а вербально - не дается. Как решить задачу, если ты задачи не знаешь, если условия не читал? Да будь ты хоть сто раз великий математик - без вводных ничего не решишь… Ирка младшая тогда помогла… С ней по «доске выбора» тогда как раз начали общаться. Берешь своей рукой руку ребенка, обнимаешь поверх, и предлагаешь варианты: влево - «да», вправо - «нет», на себя - «не знаю», от себя - «другое». Вот и со старшей в какой-то раз безрезультатно пытаясь поговорить, вдруг спонтанно взяла ее ладошку и повела в сторону: да? нет? Замерла, ожидая ответного движения. И - о счастье - ее такая взрослая рука с маникюром по-детски доверчиво пошла на «да». Начали общаться так. Пока легко - словами. Как слова застряли в горле - рукой…
Потом нашлись нам спасительные письма. То есть не письма нашлись, а способ. Да-нет - я научилась понимать рукой, а причину? Как объяснить причину, если я перебрала 20 вариантов и все «нет»? Может, ты можешь написать?
- «Да»!(влево рукой)
- (О! ура!) Тогда напиши. Я пойду ужин готовить, а ты пока сядь напиши.
И так пошлО. Бывало, по 5 писем друг другу строчили в ночи.
«Здравствуй, моя девочка… Спасибо тебе за такое обстоятельное письмо. Ну и что что белорусица к тебе придирается. Мы все бываем необъективны. И кто-то будет тебя любить, а кто-то ни в жизнь не полюбит. Как и меня. Как и мы кого-то любим, а кто-то нам не нравится. Она не обязана любить всех 30 человек одинаково. Она должна преподавать свой предмет. Твое дело учиться и ходить на уроки. Быть спокойной и вежливой. А как будет себя вести она - ее дело. Я ж тебя не ругаю за оценки, и ты не бери в голову. Целую. Твоя мама. П.с. Прибери плз на своем столе, а то завтра придут волонтеры на копирование, будет неловко за беспорядок». Сейчас у нее средний балл на 2 балла выше чем в ее первой четверти. Это реально много. Она такая умница. Догоняет, старается…
Но какое это имеет значение сейчас. Когда я держу в руках листок, на котором написано: Я тебя люблю, и я рада что ты меня забрала, но отдай меня назад в интернат, мне очень трудно, я не могу никак привыкнуть, а в интернате мне будет легче. Я все обдумала и твердо решила. Не надо меня уговаривать. Я свое решение не изменю.
Вот так-то… А как хорошо начиналось…
продолжение чем закончилось