Наряду с Нойшванштайном и Хоэншвангау земли вокруг Фюссена могут похвастаться еще одним замком - Верхним замком Фюссена - бывшей резиденцией епископов аугсбургских. Этот замок считается самым высокосохранным замком в Баварии несмотря на то, что начинал строиться еще в 13 веке! Учитывая высокое расположение, в античные времена здесь была крепость Foetibus - перевалочный лагерь для III римского легиона. Кстати в соседней долине, вблизи от австрийского городка Ройтте, на вершине холма также имеются руины римского форта. А уже в 47 году есть упоминание о том, что на этом месте была типичная придорожная столовая.
Начиная с раннего Средневековья, земли, на которых стоит нынешний замок, попали в сферу влияния Аугсбургских архиепископов.
В 8 веке, в нижней части замкового холма, было заложено аббатство святого Магна и подписан документ о том, что никогда на этом месте не будет ничего «светского», и здания и сооружения не могут быть переданы в руки мирской власти.
Издалека монастырь и замок производят впечатление единого архитектурного комплекса, поэтому замок и называется "верхним".
Вид на аббатство Св. Магна со стен Верхнего замка.
Поэтому когда в 1291 году баварский герцог Людвиг II Виттельсбах начал возводить на холме укрепленный замок, он натолкнулся на стойкое сопротивление архиепископских властей и вынужден был оставить затею. В 1322 году Замковая гора (Шлоссберг) официально перешла во владение Аугсбургского архиепископа, который устроил в стенах недостроенного замка курфюрстскую резиденцию.
Когда в 1363 году возводилась линия городских укреплений Фюссена, замковые стены стали ее частью. Фрагменты крепостной стены сохранилась до сих пор с юго-западной стороны замка. Во второй половине 15 века начались работы по переустройству замка и его завершению. В этот период оформился нынешний вид Высокого замка.
Внешний вид замка определяют многочисленные башни, завершающиеся высокими фронтонами с позднеготическими фиалами. Особенно импозантна часовая (она же и тюремная) башня на углу северного корпуса с часами в верхнем этаже и интересным узором кладки во фронтоне.
Южный корпус завершает замковая часовня, освященная в честь святого Вита (на фото слева).
Ее интерьеры.
Стены замка оштукатурены и выкрашены светлой краской. Со стороны внутреннего двора фасады корпусов украшают иллюзионистические росписи, исполненные около 1499 года. Росписи группируются вокруг окон и дверных проемов. Они имитируют каменные вимперги-стиль, который станет позже визитной карточкой региона Альгоя. Это иллюзионная живопись, т. е. живопись, повторяющая реальность настолько точно, что возникает ощущение подлинности созданных архитектурных перспектив, объемов, материалов и цветов. Так же на фасадах можно наблюдать декоративную готическую резьбу, объемные эркеры.
Но давайте не торопиться и будем знакомиться с замковым комплексом у ворот замка. Большинство людей, проходя через ворота, устремляются сразу к верхнему замку. Меня же заинтересовала неприметная дверка, напротив которой на следующем фото стоит мужчина в красном. Дверь была открыта и приглашала подняться по ступенькам и выйти на балкон с деревянными балясинами.
Дальше деревянная лестница вела выше вдоль уклона замковой стены.
К сожалению, проход по ней был закрыт, зато был открыт доступ в небольшой террасный садик.
Здесь, лежа на камнях, грелась в лучах солнца ящерка.
И вот мы поднялись к замку. Вход в замок.
В настоящее время в Высоком замке размещается филиал картинной галереи Баварского художественного собрания. Здесь представлена швабская живопись периода поздней готики, «мюнхенская школа живописи» 19 века и местная галерея.
Картины с изображением Фюссена, замка. За несколько веков практически ничего не изменилось.
Внутри сохранились несколько помещений в готическом стиле: рыцарский зал и «французские» комнаты. В Рыцарском зале с роскошным кассетным потолком экспонируется скульптурное собрание - резные деревянные скульптуры 14-15 веков!
Click to view
Внутри в здании довольно хорошо сохранились архитектурные декоративные элементы - окна, арки, резьба и т. д. В некоторых залах уцелело оригинальное готическое оформление: деревянные панели на стенах, оформление потолков и полов и т. д.
Что-то в этой картине меня зацепило: праведный, святой, чистый человек будет неуязвим перед искушениями, нападками и прочим.
Крошечные детали размером сантиметра в 2-3 на большой картине.
Детали.
Поднимемся на часовую башню.
Туалет в стене.
Здесь наверху сохранились интересные росписи на стенах. Например, эта голова оленя (около 3 см).
Человек, погоняющий кого-то.
Человек верхом на осле, внизу бежит лиса.
Общая картина.
Вид на город с часовой (тюремной) башни. Главная улица - остатки Виа Клаудия Августа.
На заднем плане видно обмелевшее озеро Форгензее.
Река Лех. За холмом напротив скрывается Нойшванштайн. Слева возвышается гора Тегельберг, на которую мы неоднократно поднимались и возвращались пешком до Фюссена. По вершине горы, что справа, проходит граница между Германией и Австрией. Эта линия в районе Фюссена довольно ломанная.
Хищники облюбовали башенки замка.
Вид из замка на восток. Слева виднеется озеро Вайсензее. На горе, возвышающейся над озером находятся руины Фалькенштайна.
Click to view
Черный дрозд.
Францисканский монастырь.
Гора Тегельберг.
Паломническая церковь Св. Коломана, расположенная посреди полей между Швангау и горой Тегельберг.
Здесь мы поднялись на другую башню в замковой стене. Крыши или навеса здесь не было, поэтом мы стояли под ливнем, укрывшись зонтиком.
Монастырский комплекс. Сейчас мы спустимся и пойдем его осматривать.
Конечно, у вас не снесет крышу от посещения замка Фюссена, как возможно, после посещения Нойшванштайна, но здесь все дело в изветности и раскрученности замка. Замок и музеи Фюссена такие же неспешные, спокойные и тихие как сам город и прилегающие к нему горы. Здесь все связано и переплетается. Даже песнь черного дрозда вплетается в общую картину...