Про последний день пребывания в Лондоне я расскажу чуток позже, после того как выложу промежуточные дни :) А вот музей Лондонского транспорта достоен отдельного поста.
Музей на площади Covent Garden занимает большое трехэтажное здание.
Работает ежедневно, с 10.00 до 18.00. Я попросила взрослый билет, мне выдали тикет за 13.50 фунтов, прокомментировав, что он действителен в течение года. И в любой момент можно по нему прийти еще раз.
Экспозиция музея знакомит с историей развития лондонского транспорта. Вот, собственно, как выглядел Лондон в 1800 году. Единственным общественным транспортом тогда был омнибус.
Омнибус в переводе с латинского означает "для всех", вмещал до 20 чел.
Он же в натуральную величину. Внутрь можно залезть. Как только открываешь дверь, с тобой начинает "говорить" извозчик, общаться другие пассажиры, а сам омнибус потряхивает по брусчатке. Улыбнуло.
Следующий этап - конка (horse trams), или тот же самый омнибус на конной тяге, но уже на рельсах. Меньшее количество лошадей могли тащить большее количество людей. И тут же появились империалы, двуэтажные кареты. Две лошади не везде справлялись со столь большими повозками: в местах крутых подъёмов, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1-2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.
За лошадьми смотрели особо тщательно, поскольку если извозчиков еще можно было как-то заменить, то лошади стоили дорого и без них не карета не смогла бы поехать, а соответственно не стало бы ни маршрутов, ни пассажиров, приносящих деньги. За лошадьми тщательно следили: строгая сбалансированная диета, строго нормированный трудовой рабочий день (в течение дня меняли до 6 экипажей). К 1900 году в Лондоне было 50 тыс лошадей, и каждый день из Лондона вывозили более 1000 тонн навоза! К этому моменту начал появляться паровой транспорт. К 1875 году в Лондоне было уже 13 вокзалов. Согласитесь, не хило для 19 века.
Постепенно на улицах города появлялись трамваи. 1872 год, в центре города для целей соблюдения чистоты на улицах было разрешено использование только оных.
Однако, транспортная проблема Лондона была так и не решена. И тогда город решил строить подземку, underground. The Metropolitan Railway Company была основана в 1854 году и с тех пор активно развивалась. Первые подземные паровозы (исторические экспонаты, не копии).
Условия существования под землей были адскими. Пар и дым от паровозов хоть и выходил сквозь вентиляцию на улицу, но все равно было ощущение, что ты находишься в небольшой комнате с парой-тройкой десяткой курильщиков. Я так полагаю, как во время летних пожаров этим летом. Дышать было практически невозможно. Но подземка была удобной и экономичной, посему пользовалась успехом. Вот как выглядели вагоны внутри (первый класс оказался оккупирован джентльменом, а вот во второй я заглянула):
Обратите внимание на более чем разветвленную сеть подземки 19 века!
А вот ее схематичная история:
Постепенно совершенствовались поезда, вагоны...
А это прототип современных вагонов.
Кстати, лондонская подземка так и осталась узкоколейкой, с небольшими платформами, узкими переходами. Вот как вживую выглядит станция Виктория, особо не изменилась с тех времен. Обратите внимание, здесь видна вентиляция, через которую выходил подземный дым и смог.
А вот современная станция, ограждающая платформу от путей стеклянными дверьми.
Сказать честно, вагоны в Лондоне очень неудобные, не даром другое, неофициальное название подземки - tube, труба. Внутри вагонов тесно, количество вмещаемых в вагоны людей существенно меньше, в проходах между креслами особо не встанешь (места мало, максимум на одного, не на двоих, как в Москве). И если ты стоишь у дверей вагона, то приходится стоять согнувшись в 3 погибели. Я заценила московское метро.
А вот какие у них переходы. На фотографии ниже запечетлен, пожалуй, самый красивый из того, что довелось видеть.
Все, что меньше 30 ступенек - не лестница, эскалатор не нужен, приходится топать пешком. Особенно приятна сия фитнес-подготовка после того, как у тебя ноги уже даже не гудят после прогулки в течение дня, а просто отнимаются. Разве что ступеньки у них более укрепленные, чем московский бетон.
И еще одна интересная фишка лондонского метро: как они читают газеты. Заходит пассажир в вагон, смотрит, кто-то на сиденье оставил газетку. Он спокойно берет газетку, садится и читает ее. Через несколько станций он аккуратно складывает газетку, оставляет ее на своем сидении и выходит. Заходит другой пассажир, садится на это место и ситуация повторяется. Остается только догадываться, сколько людей за день читает одну единственную газету :)))))
Но мы отвлеклись. Меня очень порадовали плакаты, рекламирующие подземку: быстро и дешево, не нужно спрашивать полицейского как добраться до пункта назначения - у вас есть метро, в метро всегда светло и тепло и т.д.
Этот плакат меня особо порадовал: необходимость постоянно доставать билет на метро для выхода из оного немного утомлял. Хотя ко всему привыкаешь.
В музее также представлена экспозиция развития автобусов.
И кэбы-такси
А вот как выглядит современная карта дорог для велосипедистов. Внушает, однако.
Ну, и напоследок, фантазии на тему будущего транспорта пару поколений назад. Зная современность, немного улыбает.
Великобритания. Ноябрь 2010 (в процессе)
По пути к Туманному Альбиону Англичане. Мифы и реальность. И самое главное недоразумение про англичан, Лестер / Leicester или что есть в окрестностях Бирмингема. Классика английского ресторана. Отели Великобритании Лондон, день 1. Прибытие Прочие рассказы с поездок