Калининград я люблю. Не до беспамятства, нет. Но что-то в этом городе есть, раз я сюда приезжаю уже третий год подряд. Казалось бы, небольшой город, разрушенный, небольшая область, но каждый раз, приезжая сюда, я нахожу тут что-то свое, новое и интересное. И это при том, что я придерживаюсь четкого правила стараться не бывать где бы то ни было во второй раз. Собственно, а зачем? Если вам было там хорошо, то второе впечатление может испортить первое, а если не очень, то в тем более незачем туда ехать. Да и столько всего на свете, где нас еще не было! В Калининград же меня тянет самым удивительным образом.
В этот раз с погодой относительно повезло. Пусть было не так солнечно и фотогенично, но Косу с самолета было все-таки видно. Будучи уже немного учеными, сразу сели по правому борту.
Хотя, если честно, в третий раз я поехала прежде всего из-за гостиницы в Калининграде. Кайзерхоф мне мерещился целый год, но все никак не срасталось. За удовольствие надо платить (и даже уже имея билеты на руках мы до последнего жмотились), но, честное слово, оно того стоит. Вкусный завтрак с утра, волшебная СПА зона и современные номера. И даже те, кому СПА-центр был изначально неинтересен и пошли туда исключительно за компанию, были в восторге, их пришлось вытаскивать из центра за уши в прямом смысле этого слова. Правда, у нас не получилось выделить достаточно много времени, всего лишь 3 часа в сумме.
Съездили в Балтийск.
Но наша основная цель была Балтийская коса. С причала Балтийска ходит каждые 2 часа паром, 70 руб.
Правда, пока мы добрались в итоге до причала и разобрались, что к чему, на паром в 16.00 мы опоздали. Надо было меньше гулять по военным базам :(. Решили воспользоваться услугами следующего.
Казалось бы, в Балтийске было больше нечего делать, а до парома оставалось больше часам, и мы решили прогуляться по набережной.
Панорамки.
Большой ажиотаж вызывает памятник Елизавете 1, восседающей на коне с выдающимися мужскими достоинствами.
Но тут начался дождь, и на море поднялась волна.
Решили прогуляться по молу. Корабли из разных стран ждали своей очереди, потом их встречала лоцманская служба, и далее они следовали в порт. Мы с удивлением заметили флаги Грузии, Норвегии, нескольких африканских стран.
В итоге мы не попали на следующий паром. Придется отложить на следующий раз.
Второй день выдался дождливым. На Куршской косе я была в третий раз, посему фотографировала мало. Заглянули в музей дерева.
На территории музея живет пара пятнистых оленей. Если самочка спокойно лежала в своем вольере, то самец активно бегал вдоль забора, рыл копытом землю и периодически разгонялся, чтобы ударить своими ветвистыми рогами забор. Сотрудники музея потом рассказали, что буквально на днях у оленя начался гон, за один день он замордовал самочку, и они их разделили. В порыве страсти зверь несколько раз опрокидывал свою кормушку, а его рога не раз проделывали дырку в рабице.
Уже дома я, рассматривая свои фото, прочитала, что оленя зовут Яшей, привезен в 1999 году из Калининградского зоопарка в возрасте 2 лет. Учитывая, что средняя продолжительность жизни - 11-14 лет, то наш Яша находится уже в почтенном возрасте.
Пятнистый олень занесен в Красную книгу и (цитирую) "относится к роду настоящих оленей".
В самом же музее рассказывается об истории края (Куршской косы). Есть интересные экспозиции. Например, силки для отлова птиц и чучела животных.
Выставлены и рога местного оленя. Рога у него растут с апреля по ноябрь, с каждым годом они вырастают все больше, но не изменяют свою форму.
Заглянули на орнитологическую станцию. Оказавшись на косе уже в третий раз, только сейчас получилось понаблюдать за орнитологами, большими ловушками птиц и за процессом: как птиц отлавливают, окольцовывают, взвешивают (кладут птицу головой вниз в кулек и ставят на весы: наша весила 64 грамма) и потом отпускают. По-хорошему, экскурсии все надо заказывать заранее, в индивидуальном порядке особо не идут навстречу, но мы с неменьшим удовольствием подслушали оную для немецких гостей.
Кстати, птичка по ходу дела привыкла к орнитологу, и когда он ее уже решил отпустить на волю, та не сразу сообразила, что к чему.
Click to view
В поселке Рыбачий попытались купить копченого угря, уж больно он нам понравился в прошлом году. Казалось бы, приехали уже в знакомое место, куда нас привозили когда-то местные, но удача нам не улыбнулась: угорь - рыба редкая, уловом не славится и по-хорошему ее нужно заказывать. Ну хоть прогулялись по местному дому отдыха, очень популярному у местных жителей. Кстати, шиповник на вкус оказался отличным!
К пьяному лесу мы в итоге подъехали в начале третьего. Помня о том, что сюда приходит обедать местная лиса как раз примерно в это время, побежала спрашивать местных, как дела у красавицы. Мне махнули в нужном направлении. И в самом деле: рыжая подруга с черными лапами с удовольствием трескала угощение туристов.
В результате и я, выпросила кусочек сыра у соседнего столика, угостила рыжую красавицу. Все-таки одно дело видеть животных в зоопарке, а другое дело - буквально вот, совсем рядом с тобой в прогулке по одному и тому же лесу.
Потом уже я узнала, что та самая лиса, которую прикормили в местных кафешках, в этом году ощетинилась, принесла 3 лисят, показала им кормушку (мол, так вы никогда не пропадете) и куда-то убежала. И тот лис, которого мне удалось поймать на камеру, был на самом деле ее сыном.
Сам же пьяный лес преобразился. Стихийные кафешки стали респектабельными, продавцов сувениров стало существенно больше, особо интересные деревья огородили жуткого вида забором, чтобы туристы на них не залазили. В результате изюминка парка не то, чтобы пропала (хотя и не без этого), но уже и не радует.
Мое любимое дерево на выходе из парка на месте, пожала ему мужественную руку.
Меня, как постоянного клиента (говорят, что узнали :) ) угостили натуральным кофе. Приятно :). Вкусный, как всегда :)
Двинули в сторону Высоты Эфа. Очень хотелось показать новичкам Балтийское море. Прогулялись чуток. Пусть по дюнам со стороны Куршского залива запрещено ходить, так хоть посмотрели, какой она может быть высоты со стороны Балтийского берега.
Все-таки, фото тут получаются далеко не идеальными: ни на моих, ни на чьих-либо увиденных белый песок не фотогеничен. Высота Эфа с тремя видами дюн с одной обзорной площадки.
Возвращались уже в поздних сумерках, как увидали живого кабана. Я даже запрыгала на месте от нетерпения в попытке сфотографировать. Но он постоянно шевелился, а вспышкой побоялась его испугать: на фото получались исключительно размытые пятна. И тут мы увидели, что к нам подходит еще один, даже более крупный в размерах кабан. Мы испугались и уехали от греха подальше: в истории бедной рентованной машины уже имеется история встречи с оленем. Платить за машину франшизу в почти 5 тыр не хотелось. Со слов работника конторы, на капот машины сел олень и его потом долго не могли восстановить.
Кстати, часть дорог на карте области отсутствует. Нужно просто следовать указателям и не верить навигатору. А фонари на трассах Калининградской области высокохудожественные. Приятно ехать, честное слово!
Выселившись из отеля, мы немецкими дорогами поехали в Бальгу. Дороги, конечно, фантастические :)
Попадаются смешные знаки.
По дороге нам попался замок Бранденбургский (современный Ушаков). Развалины старого замка чуть в стороне от дороги замечаешь не сразу, а когда добираешься до них, то впечатляешься размерами. В старину здесь, в устье реки Прусос (ныне Прохладная) жили мирные пруссы. Они охотились, рыбачили, крестьянствовали, пока до их земель не добрался знаменитый Тевтонский Орден. В 1246 году сюда пришли рыцари и основали крепость Ленценбург, где к 1260 году разместились рыцарский конвент и комтурей (по Википедии, это минимальная административная единица в составе рыцарского ордена, как правило, состоящая из одного замка и непосредственно прилегающих к нему территорий). Местные жители сопротивлялись подобному соседству и несколько раз то разрушали, то сжигали замок, но каждый раз, к их недовольству, власть Тевтонского Ордена восстанавливалась.
На протяжении всей истории Немецкого ордена Бранденбургский комтурей считался одним из важнейших. Его земли простирались аж до границы с Литвой. С 1322 года в нем хранилась реликвия: фрагмент Святого Креста, на котором был распят Иисус.
К западу от крепости был построен форбург. А со временем тут под прикрытием крепости образовалось поселение, где жили трактирщики, ремесленники, садоводы и рыбаки. В 1408 году тут уже была школа, а по документам 1425 года насчитывалось три мельницы. В 16-17 вв поселение превратилось в довольно крупный населенный пункт, в котором жили рыбаки, садоводы, лодочники, извозчики и мелкие крестьяне. В 1604 г здесь насчитывалось 7 трактиров и 50 дворов. Бранденбург до начала 20 века был одним из самых главных центров того времени, но после строительства Восточной железной дороги, которая прошла вдали от него, утратил свое значение.
В 1945 году Бранденбург находился в зоне ожесточенных боев и был частично разрушен. Какое-то время тут жило несколько семей переселенцев. В центре бывшего двора форбурга установили небольшую водонапорную башню, а с начала 90-х гг. здание стало заброшенным, а местное население стало активно разбирать его на стройматериалы, всего за несколько лет превратив флигель в руины.
Развалины крепости Бранденбург неожиданно понравились. Погуляв немного по развалинам и не менее разрушенной местными кирхи,
двинули дальше на Бальгу.
Бальга входит в число самых известных памятников древней рыцарской архитектуры в Калининградской области. В путеводителях это место расписано так, что возникает непреодолимое желание туда обязательно съездить.
По легенде, в 5 веке на этом месте на берегу залива находилась крепость Хонеде, построенная пруссами для своего короля Видевута. Из деревянной крепости, расположенной на возвышении, хорошо просматривался залив. Именно эта стратегическая особенность привлекла внимание рыцарей, пришедших в 13 веке христианизировать Пруссию. В 1239 году после тяжёлой битвы она перешла в руки рыцарей Тевтонского ордена.
Крепость, построенная по всем правилам военной науки, была прекрасным оборонительным сооружением, но деревянные постройки крепости не раз горели после набегов местного населения. В 1250 году крестоносцы из полевого камня и обожженного кирпича воздвигли здание Конвента, ставшее основой новой крепости Бальги.
В 16 веке крепость начала разрушаться. Морозы, ветра создали крупные трещины, и в какой-то момент подпорные стены замка рухнули. Какое-то время крепость использовалась еще как база короля Густава Адольфа, а также служила маяком.
В 1701 году Фридрих I приказал употребить камень Бальги для строительства крепости в Пилау, после чего крепость фактически была превращена в каменоломню.
Во времена Второй мировой войны здесь шли ожесточенные сражения, а посему это место до сих пор популярно у настоящих кладоискателей (а не только геокэшеров, которые сами коробочки закладывают).
Заинтригованные, мы поехали туда. В какой-то момент навигатор повернул, дорога ухнула вниз и машина запрыгала по брусчатке. Красота!.. Душа откровенно радовалась.
Через какое-то время мы переехали железную дорогу и поплюхали за старенькими внедорожниками. Периодически я даже начинала подумывать, не останемся ли мы тут с арендованной машиной в какой-нибудь яме. Но все обошлось. Как позже выяснилось, место популярно у местных рыбаков. Правда, следовать за ними мы до конца не решились, а с высоты холма, на котором расположилась крепость, особо к морю и не спустишься.
Сказать честно, крепость не впечатлила. Я от нее гораздо большего ждала. Уже осмотрев оную, мы набрели на старое кладбище, на территории которого дети играли в футбол…
В небольшом разочаровании мы двинули дальше. На юге области значится еще несколько достопримечательностей, рекомендованных к посещению. Поскольку времени до самолета было достаточно, то решили прокатиться до Железнодорожного. До города мы в итоге не доехали: дорога вела через грозные знаки, гласившие о близости границы, таможни и что лучше повернуть назад. В раздумьях поглядывая на дорогу лесного типа, на таможенников вдали, где-то в районе Багратионовска
мы махнули рукой и двинули на Калининград. Немного фото из машины.
Ну вот и все. Плотно перекусив, поехали домой, в Москву.
Калининградская область.
……
Поездка на выходные. Октябрь 09 (рекомендован к прочтению)
……
Автотор или как собирают машины в Калининграде. Октябрь 10 ……
Инфраструктура Калининградской области на личном опыте Прочие рассказы с поездок