Блог-тур на Чебоксарскую ГЭС

Jul 13, 2012 02:37


Бывает, что езжу по делам в Казань через соседний Марий-Эл, и в связи с этим, частенько приходится проезжать по мосту через Волгу. Но вот уже год как там идет ремонт дороги, что вызывает определенные сложности.
Ремонтные работы через плотину Чебоксарской ГЭС были начаты в июле 2011 года, а окончание работ запланировано на октябрь 2013 года. Мне все было интересно, почему так долго его ремонтируют. А ответ оказывается лежал на поверхности. Вся сложность выполняемых работ связана с тем, что крыша машинного зала Чебоксарской ГЭС одновременно служит мостом, по которому проходит автомобильная дорога федерального значения «Вятка».



Крыша машинного отделения ГЭС является федеральной трассой "Вятка"

Таким образом, данный объект представляет с собой не только искусственное сооружение, но и сложное гидротехническое сооружение. Качественный ремонт моста позволит улучшить гидроизоляцию кровли машинного зала Чебоксарской ГЭС и повысить безопасность эксплуатации действующего оборудования станции.Об этом и еще о многом другом я узнал в блог-туре на Чебоксарскую ГЭС, организованном Алексеем Заболотновым aka z-alexey, за что ему огромное спасибо. Мне давно хотелось побывать там, но сложность связана с тем, что объект является режимным и попасть на него достаточно сложно, т.к. все гидротехнические сооружения России с 2006 года были отнесены к числу критически важных объектов, а ГЭС - это еще и объект, который подлежит государственной охране, поскольку последствия от ЧС могут нанести существенный ущерб в масштабах региона, страны.





Дорога к Чебоксарской ГЭС

На территории Чебоксарской ГЭС блогеров встречали девушки в национальных одеждах с караваем встретила и провела познавательную экскурсию пресс-секретарь Беликова Ирина.



Алексей Заболотнов и Ирина Беликова

Чебоксарская ГЭС стала завершающим этапом сооружений каскада ГЭС на Волге, состоящего из девяти гидроэлектростанций. Она расположена на стыке энергосистем Средней Волги и Урала и вырабатывает одну треть от всей электроэнергии, потребляемой Чувашской Республикой.



Система каскадов

Проект строительства Чебоксарской ГЭС был разработан еще в 1963 году. Пуск первого гидроагрегата Чебоксарской ГЭС был осуществлен при пониженной отметке Чебоксарского водохранилища (61 м) 31 декабря 1980 года за 10 минут до нового года. В целях обеспечения навигации весной 1981 года уровень был повышен до 63 м.



Отметка уровня верхнего бьефа

Окончательный срок работ по зоне затопления водохранилища до проектной отметки 68 метров был запланирован на 1987 год. Однако в связи с недостаточным финансированием, неполной готовностью зоны затопления и незавершенными работами по защите земель и населенных пунктов реализация проекта была приостановлена. По поводу подъема воды уже давно ведутся открытые дискуссии. Говорят, что подъем воды должны завершить к 2020 или 2021 году, т.к. это является проектом государственной важности. Если Вы хотите узнать об этом больше или высказать свое квалифицированное мнение, то Вам прямая дорога на сайт otmetka68.ru

Так как станция работает не на расчетной отметке, то это отражается на повышенном износе оборудования, генерирующего меньшие мощности и отсутствием эффективной навигации между северными и южными частями.



Плотина верхнего бьефа

Если Вы внимательно вглядитесь, то увидите вот эти дырки под плотиной снизу, которые должны были быть скрыты водой, но т.к. они не скрыты, то там накапливается очень много плавучего мусора.


Весь прибившийся мусор вылавливают с помощью вот таких вот "крабиков".


На самом деле про Чебоксарскую ГЭС написано и сказано уже немало. Да это и не секрет вовсе - и гугл с википедией давно обо всем знают. Сегодня станцию можно легко опознать по ярким бело-красным опорам линий электропередач (ЛЭП). Красные ЛЭП Чебоксарской ГЭС можно смело назвать одной из отличительных особенностей станции, ее своеобразным брендом.



Нижний бьеф и заметные опоры ЛЭП

Кстати, с нижнего бьефа уже начинается Куйбышевское водохранилище.



Нижний бьеф

В состав сооружений Чебоксарской ГЭС входит сама гидроэлектростанция, совмещенная с водосбросами, водосбросная плотина, земляная плотина, двухкамерный одноступенчатый шлюз с нижним подходным каналом и ограждающей дамбой, ограждающая дамба аванпорта, открытое распределительное устройство (ОРУ) вырабатывающее напряжение 500 (для предприятий) и 220 (для населения) кВ.



Трансформатор одной из групп

Вот куда бы залезть


Управляют всей этой сложной системой из Центрального пульта управления, святая святых ГЭС. Работа ответственная и очень серьезная. Работают тут по 12 часов в сутки. Вход в ЦПУ строго ограничен. Находиться имеют право лишь директор филиала, главный инженер и его заместители, главный эксперт, начальник оперативной службы и его заместители, а также начальники с непереводимыми аббревиатурами ПТС, СТСУ, СН и ТБ. В качестве исключения в ЦПУ могут находиться лица по вызову НСС, видимо мы и есть эти самые лица по вызову)



На заднем плане лица по вызову НСС

Действия оперативного дежурного строго регламентированы. Необходимо знать огромное количество нормативных документов, инструкций и т.д. Идет постоянное обучение. В этом шкафу все то, что должен знать оперативный дежурный. Впечатляет.



Нормативная дкументация

Все данные сведены сюда


Пытливый взгляд найдет в этой картинке много полезной информации.



Датчики системы

В машинном зале находятся макушки гидроагрегатов, производства Ленинградского металлического завода. Ниже вращается ротор и лопасти. Всего в зале находится 18 гидроагрегатов. Именно в них заливается масло.


На станции выполняется постоянная модернизация агрегатов. Перед Вами шахта подготовлена к модернизации. На сегодняшний день модернизация предусматривает замену различных рациональных предложений на современные.



Шахта

Одним из таких рациональных предложений было создание оригинальных рабочих колес реактивных турбин. Но проблема возникла с тем, что лопасти турбин установили в одно жесткое нерегулируемое положение. Получился такой вот пропеллер, хотя изначально он должен был регулировать угол наклона. Видимо настало время когда необходимо его заменить. Говорили, что планируется транспортировка в Санкт-Петербург, интересно было бы увидеть сие зрелище, т.к. масштабы впечатляют.



Лопасти гидроагрегата

Приятно удивил музей станции, который был открыт в мае 2008 года. Музейная экспозиция посвящена истории гидроэнергетики и, в частности, истории строительства Волжско-Камского каскада ГЭС, современному состоянию и перспективам развития отрасли.
Здесь же размещена витрина «Выдающиеся личности Чебоксарской ГЭС», в которой наряду с биографиями выдающихся работников станции, выставлены их личные вещи, представляющие интерес для истории Чебоксарской ГЭС.


В музее представлено огромное количество действующих макетов, интерактивных экспонатов и мультимедийных средств визуализации информации. Многие экспонаты: альбомы, документы, приборы и инструменты можно взять в руки и изучить.


Мне кажется, что экспозиция музея получилась насыщенной, информативной и несомненно представляет интерес для посетителей.

Чебоксарская ГЭС в случае внештатных ситуаций или чрезвычайной ситуации готова эвакуировать людей в безопасное место


и поддерживать работу станции с помощью такого вот автономного дизель-генератора


Экскурсия (или блог-тур) была настолько насыщенной, что мы не отказались от предложения откушать в местной столовой. Отмечу, что еда достаточно вкусная и недорогая. Цены вполне приемлемы.


Еще раз хочется выразить слова благодарности Алексею и Ирине за возможность посмотреть своими глазами на работу станции.

Originally published at Идеи простых решений. Please leave any comments there.

UPD. Прочитать еще о блог-туре на Чебоксарскую ГЭС Вы можете в журналах блогеров  z-alexey Экскурсия на Чебоксарскую ГЭС, atner Чебоксарская ГЭС , efrocon  Прогулка на ГЭС и zorych Как чувашские блогеры на Чебоксарскую ГЭС ходили

Блог-тур, РусГидро, Фотоотчет, Промышленный туризм, Блоггерство, Чебоксарская ГЭС, Новости

Previous post Next post
Up