Под пером талантливого писателя даже "производственный роман" может оказаться увлекательным чтением. Таков "Первый день" (1933) Сергея Дмитриевича Спасского (1898-1956), хотя это далеко не лучшее его произведение. Я читал этот роман лет 20 назад и сейчас перечитал.
Место действия - Ломжинская целлюлозно-бумажная фабрика в Карелии; подозреваю, что "в реале" это Сясьский ЦБК. Сюжет - конфликт главного инженера с приехавшей из Москвы комиссией, которая требует любой ценой повысить выработку; вторая линия - к главному инженеру ушла жена питерского литератора, который приехал на фабрику "разобраться" (потом он даже за пистолет хватался, но все обошлось). Что ж тут интересного? А вот что.
Положительный герой - главный инженер Васнецов, причем не из "бывших" и, тем более, не вредитель. Как и большая часть персонажей, он выглядит несколько "картонным". По-настоящему живой человек в романе один - отрицательный герой, председатель московской комиссии Бах (имен ни у него, ни у Васнецова нет - только фамилии).
Биография Баха намечена скупыми, но выразительными чертами. Старый революционер: до революции сидел в тюрьме, потом был в эмиграции. После революции занимал важные посты (без деталей!), долго работал в Европе, где привык к красивой жизни. Примкнул к оппозиции - надо понимать, троцкистской, хотя опасное слово ни разу не произносится. Исключен из партии, снят с работы (но не выслан!). Покаялся, восстановлен в партии и на работе, но со значительным понижением. Всеми силами пытается вернуть если не прежнюю должность, то хотя бы прежнюю красивую жизнь. Для этого ему надо кого-то "разоблачить": путь наверх лежит по чужим костям. Мишенью он выбрал беспартийного и мало-"общественного" Васнецова: ничего личного - только карьера. Демагогическая речь Баха на общем собрании коллектива фабрики - одна из самых интересных сцен. Но ни рабочие, ни директор Васнецова в обиду не дали. Бах пишет объяснение в ЦК, но не сдается.
Написанный, на мой вкус, несколько манерно (как и вся довоенная проза Спасского, до "Перед порогом"), роман интересен больше с исторической, нежели с литературной точки зрения. Интересен не только зарисованными типами, но и тем, что в нем нет ни "врагов народа", ни "вредительства" (как, например, в "Хронике Малевинских" Анатолия Виноградова), ни идеализации, ни демонизации.
Думаю, Спасскому надо было "отписаться" на "производственную тему", но сделал он это хорошо. При случае роман стоит прочитать.