Похвала производственному роману

Jan 26, 2015 15:19

Под пером талантливого писателя даже "производственный роман" может оказаться увлекательным чтением. Таков "Первый день" (1933) Сергея Дмитриевича Спасского (1898-1956), хотя это далеко не лучшее его произведение. Я читал этот роман лет 20 назад и сейчас перечитал.
Место действия - Ломжинская целлюлозно-бумажная фабрика в Карелии; подозреваю, что "в реале" это Сясьский ЦБК. Сюжет - конфликт главного инженера с приехавшей из Москвы комиссией, которая требует любой ценой повысить выработку; вторая линия - к главному инженеру ушла жена питерского литератора, который приехал на фабрику "разобраться" (потом он даже за пистолет хватался, но все обошлось). Что ж тут интересного? А вот что.
Положительный герой - главный инженер Васнецов, причем не из "бывших" и, тем более, не вредитель. Как и большая часть персонажей, он выглядит несколько "картонным". По-настоящему живой человек в романе один - отрицательный герой, председатель московской комиссии Бах (имен ни у него, ни у Васнецова нет - только фамилии).
Биография Баха намечена скупыми, но выразительными чертами. Старый революционер: до революции сидел в тюрьме, потом был в эмиграции. После революции занимал важные посты (без деталей!), долго работал в Европе, где привык к красивой жизни. Примкнул к оппозиции - надо понимать, троцкистской, хотя опасное слово ни разу не произносится. Исключен из партии, снят с работы (но не выслан!). Покаялся, восстановлен в партии и на работе, но со значительным понижением. Всеми силами пытается вернуть если не прежнюю должность, то хотя бы прежнюю красивую жизнь. Для этого ему надо кого-то "разоблачить": путь наверх лежит по чужим костям. Мишенью он выбрал беспартийного и мало-"общественного" Васнецова: ничего личного - только карьера. Демагогическая речь Баха на общем собрании коллектива фабрики - одна из самых интересных сцен. Но ни рабочие, ни директор Васнецова в обиду не дали. Бах пишет объяснение в ЦК, но не сдается.
Написанный, на мой вкус, несколько манерно (как и вся довоенная проза Спасского, до "Перед порогом"), роман интересен больше с исторической, нежели с литературной точки зрения. Интересен не только зарисованными типами, но и тем, что в нем нет ни "врагов народа", ни "вредительства" (как, например, в "Хронике Малевинских" Анатолия Виноградова), ни идеализации, ни демонизации.
Думаю, Спасскому надо было "отписаться" на "производственную тему", но сделал он это хорошо. При случае роман стоит прочитать.

Заметки читателя

Previous post Next post
Up