Почему народные сказки настолько кровавые?

Dec 06, 2012 13:28

В последнее время я все чаще и чаще стала натыкаться в ЖЖ на разговоры о страшных сказках братьев Гримм. Дескать, братцы-то были нездорового ума и с явным маниакальным настроем, раз что ни история - то расчлененка. И стало мне обидно за этих выдающихся людей, которых современный читатель так несправедливо очернил. Но еще больше обделили русские ( Read more... )

рецензия, сказка

Leave a comment

Comments 51

rakyshasr December 7 2012, 00:43:25 UTC
В подобных обществах смерть вообще играет важную роль, например обряд брака, белое платье невесты изначально символизирует смерть ее для своего рода, а обряд брака принятие в род мужа. Позднее с появлением христианства, традиция осталась, но смысл ее изменили, белое платье стало из символа смерти символом чистоты и девственности.
Ужасы старых сказок, могут казаться нам страшными, но в то время это была норма, и подобные испытания должны были подготовить детей к взрослой жизни и обеспечить дальнейшее выживание рода.
Иногда посещает мысль, что стремясь оградить детей от всех ужасов взрослой жизни, современное общество, делает подрастающего поколение не защищенным от этих ужасов.

Reply

apalikova December 7 2012, 06:48:57 UTC
Кстати, атрибутом невесты был еще и жемчуг - символ слез и печали:)

Reply

rakyshasr December 7 2012, 09:48:03 UTC
вот умерла для своего рода, родилась для другого, и все к этому нормально относились, а у нас так скоро Родительский день запретят - дабы хрупкую психику детей не травмировать.

Reply

lo_mar December 7 2012, 14:57:41 UTC
есть понятие "здоровой грязи", она необходима для выработки иммунитета. не будет ее, не будет иммунитета. последствия, думаю, можно нарисовать самостоятельно. в своем желании "спасти и оградить" некоторые деятели уходят в крайность. подозреваю, что дело в не в отсутствии чувства меры или мозгов, а в ловком понимании момента и использования себе во благо :(

Reply


yu_nochka December 7 2012, 02:36:25 UTC
Здравствуйте! привет от филолога филологу.
Вот у нас есть информация, что "Баба-Яга - она, того, Богиня!!!" (с) (Сергей Иннокентьевич Красноштанов)

А так - да. Сказки сами по себе богатейший матриал не только для изучения, но и для осознания себя и своего места в мире.
... У меня у самой есть такие, например "рассуждалки" весьма вольного характера: http://yu-nochka.livejournal.com/98231.html

Reply

apalikova December 7 2012, 06:53:46 UTC
Не зря ведь говорят, что сказки - это народная мудрость. В них - вечные истины. Прочитала вашу заметку. Да, действительно, лес и охота - спутники свадеб в сказке. Наверное, потому что необходимо было брать невесту из другого рода, который территориально находился далековато, за тридевять земель. Ну а охота - традиционное испытание жениха))) Вот и отразила сказка все эти реалии.

А насчет Бабы-Яги все верно. Она - архетип Великой Матери. Это еще Юнг заметил:)

Reply

yu_nochka December 7 2012, 07:01:08 UTC
Я вот сейчас подумала, что лес - весьма универсальная среда, как то, что представлялось иным миром. Женщина из леса - это женщина готовая к браку, так как она уже берется из другого мира, из мира мертвых. Возрождается. А со спящей царевной и Белоснежкой -так вообще - буквально.

Reply

analizy_mira December 7 2012, 10:09:37 UTC
Извините, а такая штука как Жисть говорит что надо брать женщину из своего места жительства, чтоб не парицо с пропиской и потом не страдать при разделе имущества. Так что сказка лож, а намеки были убраны для девствености народной души.

Reply


gallucinogen December 7 2012, 05:41:13 UTC
А мне из детства русские народные сказки запомнились.
Там Змею Горынычу или другому змею частенько головы отрубали, а тело потом разрубали на части и бросали в реку.
Еще колдунью, бывало, привязывали к хвосту дикой кобылицы и отпускали в поле.

Reply

apalikova December 7 2012, 06:54:49 UTC
Да, с отрицательными героями народ не церемонился:)

Reply

analizy_mira December 7 2012, 10:06:35 UTC
Угу.... Сначала пытал так и сяк положительных, там иди Вань в трифигищево и достань молодильные яблочки царю, шоб стали ядра ака чистый изумруд. В западных сказках все логичней, герой идет и все делает. В наших у него кого то в это время убили-заколдовали, а потом внезапно дева ожила и все пьют-жрут, включая труп кощеюшки.

Reply

volimir December 7 2012, 16:02:42 UTC
Отрицательные герои сказок олицетворяют наши собственные пороки. Змей Горыныч о семи головах это эгоизм во множестве своих проявлений: гордыня, страх, ложь, агрессия, уныние, лень, жадность. Они пышат огнем, то есть ввергают нас в эмоции, сжигающие как огонь. Удар Горыныча погружает Героя в землю, то есть это приземление духа, закабаление обыденностью. Поджидая врага Герой борется со сном. Сон означает терять бдительность, поддаваться искушению порока, когда враг кажется безвредным. Отрубленные головы отрастают, пока не удается отрубить головы все и сразу. То есть даже от одного сохраненного порока могут вырасти все остальные. Разрубание тела змея на части может означать, что пороки надо не просто победить, но и прекратить все привычки, связанные с ними, изменить образ жизни, чтобы от тела порока ничего не осталось. Бросить остатки в реку означает эмоционально отвязаться, не корить себя за прошлое. Река, кстати, называлась Вороной, может быть это намек, что мудрость (ворон птица мудрая) здесь необходима ( ... )

Reply


(The comment has been removed)

apalikova December 7 2012, 17:55:38 UTC
Это уже поздний фольклор
, но, держу пари, он основан на более раннем, ведь и сказки Гримм, и русские сказки из сборника Афанасьева несут в себе отголоски древнейших сказаний и мифов

Reply


agni_8 December 7 2012, 12:15:57 UTC
У Андерсена есть весьма жестокие сказки. "Красные башмачки", к примеру.
И он их сочинял самостоятельно...)

Reply


Leave a comment

Up