Кросс-пост, краткая версия
"Cердцем Бали" в моем личном зонировании является
ВОТ ЭТОТ (Зона 2) район острова, но ведь каждое нормальное сердце обязано иметь две собственные самые-самые главные части - качающие кровь желудочки. Есть они и у "сердца" Острова богов и демонов: роль первого из них, на мой взгляд, играет изобилующая крутыми и скалистыми ущельями узкая (шириной максимум десять километров, а в верховьях намного уже) долина между реками Пекерисан (Пакерисан - "Река
КРИСА") и Петану ("Проклятая река "). Именно эта полоска земли и стала много веков назад ареной борьбы древнейших на Бали индуистских и буддийских царств.
Одно из отражений этой борьбы в памяти людей - битва между войсками Индры и полубожественного сына богини
ОЗЕРА БАТУР Майя Данавы (кликнув гиперлинк выше, см. первую версию этой легенды. Вторая -
ЗДЕСЬ), ...
(Это фото и 2 фрагмента ниже: картина на ткани неизвестного автора "Майя Денава". Техника: натуральные краски и прада, камасанский стиль. Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде).
…который в гневе на индуистских богов, не пожелавших излечить его жену - китаянку и буддистку - …
…после чего та скончалась, запретил молитвы и подношения богам, приказав вместо этого молиться ему самому (а это уже третья версия).
Богам это, естественно, не понравилось - и Индра собрал армию великую, чтобы покарать отступника, обладавшего волшебной способностью превращаться в любой предмет (а потому задача перед войском стояла непростая: Индра приказал ему рубить все, что под руку попадется).
Вдобавок, патих (премьер-министр) Майя Данавы создал и тут же проклял волшебную реку, которая отравила воинов Индры. В ответ Индра ударил посохом в нынешнем Тирта-Эмпуле (по другой версии - чуть к северо-западу, в деревне Манукая), и на этом месте тут же пробился волшебный источник святой воды, который оживил воинов и придал им сверхъестественные силы, чтобы они могли победить и убить Майя Данаву.
Это им в конце концов удалось, но из рта умирающего полубога хлынула ядовитая золотистая кровь, которая и стала рекой Петану.
И хотя на Бали после смерти Майя Данавы надолго наступило всеобщее счастье, все же на протяжении более чем тысячи лет воды Петану было запрещено использовать для питья, купания или даже орошения. Лишь в 1920-е годы было решено, что срок проклятия уже истек, и после подобающих церемоний запрет был снят.
Своего рода "северным центром" этого района, который с полным на то основанием можно условно назвать "одним из двух самых-самых настоящих Бали", является
ТАМПАКСИРИНГ (
КАРТА), в деревнях вокруг которого можно найти буквально десятки античных памятников, включая руины
ПРАСАД.
(Рисунок в батуанском стиле И Кетут Нгендона (1903-46) "Священные воды Тампаксиринга" - 1932 г. Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде)
И снова: в памяти балийцев эти века трудов их предков сохранились в виде легенды о великане-строителе по имени Кебо ("кербо" = "буйвол") Ива, который вырывал огромные куски скал голыми руками (точнее - ногтями), получив для этого волшебные силы от божества
УЛУВАТУ. Потом доверчивого великана обманом заманили на Яву, где владыка империи
МАДЖАПАХИТ обещал найти ему жену нужного размера. Поняв в конце концов, что его обманывают, и предчувствуя грядущее поражение Бали, Кебо Ива позволил похоронить себя заживо, став причиной вулканической активности на Яве.
Самой северной точкой нашего маршрута станет древний храм Пура Гуманг (старое полное название: Пура Паи Гуманг: "Храм молитв богам") близ той самой упомянутой выше деревни Манукая (ее собственное старое название Manuk Raya означает "большая птица"):
А в храме Пура Сакенан в этой самой деревне …
…(кстати, наш новый знакомый - 79-летний житель Манукаи бапак И Дева Кетут Керсо...
… - говорит, что "Сакенан" - это искаженное "Шакьямуни". Ничего так себе название для индуистского храма?)
Да, так в Пура Сакенан мы как-нибудь вместе поищем полурасшифрованную надпись об основании купален Тирта-Эмпул в день полнолуния четвертого месяца ("пурнама капат") 882 года балийского календаря сака (= 960 год н.э.)
Кстати, поблизости от Манукаи заглянем и в интереснейший храм Пура Тегех (полное название: Пура Алас Тегех = "Храм высокого леса"):
А южную границу балийского Двуречья проложим, во-первых, по также уже показанной вкратце (позже займемся и этим более подробно)
ГОА-ГАДЖА (увы, пока что "под кликом" о ней - всего два беглых упоминания;
КАРТА). Рассказать детально об этой смеси буддизма и индуизма просто необходимо: ведь там можно найти не только пещеры для медитаций и статуи Будды; не только священные купальни и храм со статуей (возрастом в тысячу лет!) великанши-пожирательницы детей Харити (в балийской версии она их истребляла посредством черной магии), которую обращение в буддизм превратило в их защитницу…
(Вот она, эта волшебная трансформация на храмовой занавеси в камасанском стиле из Клункунга - 1890 г., автор неизвестен. Оригинал висит в
МУЗЕЕ НЕКИ в Убуде
… (кстати, яванские хроники XIV века вообще упоминают Гоа-Гаджа в качестве одного из главных центров балийского буддизма); но и три лингама Шивы, а также статую его сына
ГАНЕШИ.
А самое интересное заключается в том, что эта смесь элементов двух религий прослеживается с VIII по XIV века (семь веков сосуществования на одном месте!), причем раскопки в Гоа-Гаджа проводились пока на глубине не более десяти метров - и что там лежит внизу, еще только предстоит узнать.
А во-вторых, эта граница пройдет по лежащей поблизости ныне тихой деревушке Бедулу (искаженное Beda Hulu - "Безглавый"). Столь неожиданное название обязано своим существованием еще одной легенде - о некогда правившем одноименным царством могучем царе, который настолько великолепно владел медитацией, что мог без всякого ущерба для организма отделять на некоторое время свою голову от тела. Но однажды он поскользнулся, и голова упала в бурную реку, после чего слуга срочно примастрячил ему на плечи голову пробегавшей поблизости свиньи.
На пользу царю такая замена не пошла: он становился все более жадным и повадился вести себя все отвратительнее и отвратительнее. А в конце концов вообще перестал выходить к подданным, построив высокую башню, перед которой все должны были преклоняться ниц, чтобы не видеть его мерзкой свинской рожи.
Все это безобразие длилось до тех пор, пока царя не разоблачил патих Маджапахита
ГАДЖА МАДА, воспользовавшийся сосудом с длинной ручкой, благодаря которому он смог увидеть отражение истинного облика царя.
Вот эта история на рисунке художника И Томблоса (1912-?) "Гаджа Мада, патих Маджапахита". Батуанский стиль, 1934 г. Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде:
Кстати, самого Гаджа Маду уже в наши дни, в свою очередь, разоблачил г-н
СВЕТЛОВ :-)
Легенды - легендами, но из истории мы знаем, что правивиший на Центральной и Восточной Яве накануне основания Маджапахита Кертанагара, действительно, завоевал царство Бедулу и взял в 1284 году в плен его королеву (что означает также невозможность для Гаджа Мады участвовать лично в этих событиях: он жил позже).
Да, по одной из версий, исконная голова свинского правителя была потом выброшена рекой в Гоа-Гаджа - и живет там до сих пор вот в таком виде:
Именно благодаря этому изображению Гоа-Гаджа ("Слоновья пещера") и обрела свое нынешнее название: дело в том, что первые европейцы, увидевшие его в 1923 году, решили, что это - Ганеша. Хотя старое название - Lwa Gajah ("Слоновьи воды") - несомненно, более точно.
Да, как водится на Бали, многие местные жителей считают, что это изображение - голова вовсе даже не царя без головы на плечах, а Кебо Ивы.
В Бедулу есть еще что посмотреть: и источник Йех-Пулу (с, возможно, самыми интересными на Бали барельефами вокруг него), …
…и важнейший для понимания истории религии на Бали храм Пура Самуан Тига, главные ворота которого…
…построил родившийся в этой деревне самый знаменитый балийский художник И Густи Ньоман
ЛЕМПАД (1862?-1978)…
(Рисунок Лемпада 1950 года "Сита доказывает свою невиновность". Оригинал находится в музее Пури Лукисан в Убуде)
Аллюзия: меня самого удивило, насколько полно удалось проиллюстрировать этот пост не столь уж большим числом классических балийских картин, отснятых ранее в убудских музеях. И это является еще одним подтвреждением той колоссальной роли, которую сыграло Двуречье в истории и культуре Бали.
Каким именно маршрутом мы будем далее продвигаться по этому району, я пока не решил. Но что рассказ будет вскоре продолжен - обещаю.
P.S. Да, второй "желудочек Сердца Бали"- это зона вокруг Клункунга, о которой я также пока рассказывал незаслуженно мало - пока есть только
ВОТ ЭТО.
Источник сообщения