Парни, кончайте эти сопли! Вас ждет вторая серия!(ц)
а здесь серия первая Божественный Рим. День второй.
16.08.05 День второй, около 9 АМ from now on.
Культурная программа: Церкви:Санта Мария Маджоре, Сан Пьетро ин виколи (Святой Петр в цепях), Колизей (ура, ура!!), Романские и Имперские Форумы (ура троекратное), монумент Виктора Иманнуила - "отца города".
Принятое накануне решение вставать как можно раньше было посильно выполнено.
Умывшись и одевшись, спускаемся по роскошной, отделанной мрамором (под мишкино ворчание "Растаскали сЦуки за 2000 лет") лестнице завтракать в махонькую общую кухоньку, где приходящая из какой-либо рядом находящейся кондитурии или кейтринга тетечка наливает нам кофе и раздает сдобные булочки типа круассонов. Поштучно. Вот и весь завтрак, сьедаемый с непременными ежеутренними ехидными замечаниями по поводу изобилия местного общепита.
Позавтракав, выходим и через (ну, красавчеги, через что? правильно, через Термини) выходим на улицу Кавур (via Cavour) и прямиком по ней доходим до центральной церкви Рима - Санта Мария Маджоре...с фронтона обставленной густыми строительными "лесами" и заколоченным наглухо входом. Ремонтные работы, судя по "лесам" долгоиграющие. Это - удар...с которым сравним разве что Алтарь Мира, в действительности кругом закрытый на реставрацию до хз какого 200.. года.
Не веря глазам своим, все же решаем подняться по широким ступеням фронтона, дабы убедиться в неизбежном...и убеждаемся. "Надо обойти кругом - решительно заявляет Миша центральная церковь города НЕ МОЖЕТ быть закрыта!! А богослужения, а праздник вчерашний?" Не на что особенно не надеясь, обходим С.Марию Маджоре справа, и - о, радость! - видим другой вход сбоку, помельче и победнее главного, а туристов вокруг, а китаезов!! В церковь влетаем буквально как на крыльях...и без описаний, дорогие мои. Это глупо, в самом деле. Бледное подобие получаемого от церкви впечатления вам подарят фотки.
Санта Мария Маджоре - главный фход(при нашем посещении заставленный лесами)
С.М.Маджоре - алтарь в одной из капелл
Скажу лишь, что ПОЛНЫЙ обход церкви, по всем ее многочисленным капеллам, тянущимся по обеим ее сторонам, любование роскошным алтарем и росписями на библейские темы и отрывки из жития различных святых, посещение внутреннего дворика (ну это уж просто так, из любопытства) - два часа. Выйдя на улицу, лениво думаю: "Какой Колизей, зачем Колизей? Ниче в меня больше сегодня не влезет..."
А по дороге к Колизею еще Сан Пьетро ин Виколи надо посетить - обязательно...ибо там Микелеанджеловский Моисей во всей своей красе стоит, оригинал (скульптура такая, если кто не в танке)...Моисея пропустить непозволительно...и там же собственно цепи лежат, в которых Святого Петра заковали, отсюда название церкви - "Святой Петр в Веригах".
Боже ж мой, куда мы забрели ее искаючи...по каким -то узеньким улочкам мрачным бродили, насилу нашли...в самой церкви лично мне (помимо естественно самого Моисея) очень понравился потолок. Конечно в росписях от края до края, чуть голову не свернула, но какая - то необычная легкость в нем, много света...жаль фотик такую высоту не брал, размыто получалось. И вообще для фотографирования интерьера церквей необходимы профессиональный фотоаппарат и такой же проф. фотограф.
Моисей во всей красе
Цепи, в которые по преданию был закован Святой Петр
Скажу честно - Моисей нас окончательно добил...а времени всего лишь чуть больше двенадцати, и впереди добрая половина запланированной культпрограммы. Совершенно необходимо где-нить покурить в спокойной и располагающей обстановке. Тем более на нашей походной карте как раз обозначено подходящее для этого место - зеленое пятно и приписка: Парк Трaяна, расположенного где-то поблизости, но абсолютно непонятно как до него дойти? Решаем поитересоваться месторасположением парка у торговца фрюктами, обосновавшего свой лоток как раз напротив церкви Святого Петра и до рези в глазах напоминавшего нашего среднестатического Ицика.
На вопрос, заданный на английском языке торговец радостно закивал и затараторил на итальянском, яростно при этом жестикулируя. Из его ответа лично я уловила названия только что посщенной церкви и скульптуры вместе с и менем ее ваятеля. "Спасибо" мрачно ответил Миша и потянул меня за руку - "пошли". "А куда идем-то? Че он сказал, где это?" с уважением к познаниям иностранных языков своего друга спросила я. На что получила еще более мрачный ответ: "Он сказал: на хуя вам сдался этот парк Трaяна?! Зайдите вон лучше в Сaн Пьетро ин Виколи, там Моисей Микельанджело стоит...ну Натуся, ты чего, не поняла?! Он же пальцем прямо в него тыкал!" Видимо обескураженное выражение мосго лица говорило явно об обратном, потому что Миша зацвел как одуванчик, и сказал лаааасково так "сами найдем, нибаись".
И действительно, нашли...парк оказался сразу позади церкви, и справедливости ради надо заметить, что итальянский Ицик дал нам хороший совет - обладающий столь пышным названием парк оказался заброшенным пустырем с деревьями и скамейками с облупившейся краской - пристанищем бомжей, тут же спящих и "иностранных рабочих", на вид в точности как наши румыны; тут же опохмеляющихся.
Обескураженных лиц при входе в парк было уже два...да уж, действительно "располагающее к полуденному отдыху место"...но ноги уже порядочно ныли, так что все колебания по поводу парка были решительно отметены, тем более его обитатели в нашу сторону даже и глазом не повели, сигарет, еды или денег не клянчили и в общем отдохнуть нам удалось.
Во время перекура сверяемся с картой,и выясняется, что к Колизею пройти легче легкого - просто все время прямо. По дороге меня угораздило обратить внимание на очередного торговца - на сей раз индуса, продающего плетеные шапочки из разноцветных бус. Цена шапочки (10 евро) показалась мне справедливо непомерной, что я и выразила вежливым "ноу, сенькс", после чего началось настоящее представление. Торговец сопровождал нас до самого Колизея, семеня на расстоянии пяти шгов и периодически тоскливо выкрикивал: "хело? тен ивро? хау мач? ейт? хау мач? севен?", причем отстал только после катeгорического отказа купить его плетенку за полевро...четное слово, мне казалось - еще чуть чуть и он отдаст мне ее бесплатно.
Прямая дорога к Колизею вывела нас к боковой его стороне, наиболее сохранившейся и мы дооолго-долго шли к его главному "входу" - то есть месту, где заканчивалась несконачаемая очередь к кассам и фотографировались с туристами здоровые бугаи, одетые в форму гладиаторов. Отстояв час в очереди и приобретя заветный билет для посещения заветного амфитеатра, поднимаемся по крутым ступенькам наверх, на первый ряд когда - то сидячих мест, где мне была дана первая лекция на тему строения, способа римского строительства вообще и Колизея в частности; как, кто и где в нем рассиживался во время предствлений и как эти же представления проводиись; с тыканьями пальцем в соответствующие места. Ну и конечно с постоянным фотканьем предмета лекции собственно.
Колизей - изнутри...
..и со мной
В Колизее же расположена на одном из его внутренних обширных переходах небольшая выставка древних Мистерий: Диониса, Елевсинских Мистерий, Культов Митры и Исиды; с экспонатами, изображающими древних богинь и большими табличками с пояснениями.
один из экспонатов выставки и ее счастливый посетитель
Выставка на меня большого впечтления не произвела, так как к тому моменту жрать мне уже хотелось неимоверно и тепеливо дав Мише ткуться носом в каждую табличку я заныла...что бедная, что ножки у меня совсем болят и животик совсем пустой...в обчем напоследок сфоткав со второго этажа стоящую напротив арку Константина Великого (Крестителя Римской Империи), покинули мы Колизей, чтобы, расположившись на одной из поросших зеленой травкой лужаек достойно пообедать взятыми из "дому" бутербродами.
Арка Константина Великого
Затягиваясь послеобеденной сигаретой, Миша лениво протянул: "Лежу напротив арки Константина...курю свой вонючий ЛМ. Я хуею.."
Да уж, есть с чего...вообще путешествуя по Риму, лучше не задумываться о древности окружающих посртоек и связанных с ними событиях, ибо после секундного осознавания своей временной географической с ними близости, неизбежно становится грустно и...стыдно. За несостоятельность своей эпохи перед лицом истории человечества. Особенно когда после посещения Колизея логическим образом поднимаешься на находящийся перед ним холм и попадаешь в Палатин - имперский дворец, другими словами - в его развалины; после него дорога лежит в Форум Романум. (Республиканский Форум).
Базилика Максентия
В этих местах имеющий воображение становится вконец несчастным человеком, ибо величие останков, бледных останков "былой роскоши" двух -с -половиной тысячелетней давности не оставляет никаких шансов для хотя бы примерного сравнения с чем либо созданным в наше время. Кстати говоря, приведенные здесь фотки сделаны с одного из балконов второго этажа Капитолийского музея. С них открывается потрясающий вид на форум Романум и Колизей бочком в панораму влезает. Здесь же, на Форум Романум, стоит Арка Тита (того самого, что "разрушил" Второй Храм и вынес из него кучу сокровищ, среди которых находилась и печально известный храмовый семисвечник (менора), кстати сказать на арке изображенный).
Форум Романум
они же
От Колизея к Имперским форумам ведет широкая улица Имперских Форумов. (Виа дель Фори Империали). По ее правую сторону расположены собственно останки имперских форумов, с многочисленными императорскими же статуями в полный рост и натуральную величину, рынки Трaяна (император) и его же совершенно не поддающаяся воображению колонна высотой 42 метра, сверху до низу покрытая резными барельефами, изображающими Войну с Даками (oдин из наиболее значительных исторических монументов в мире евер - прим.ред), нахально подпирающая небо со статуей императора наверхушке. (Сам Великий Траян был похоронен в подножии колонны - прим.ред.) На верху колонны находится обзорная площадка с потрясающим видом на город, но тут нам действительно не повезло - вокруг колонны велись реставрационные работы, как и в прилегающих к ней рынках Трояна, закрытых на два года. Так что не раньше 2007, дорогие мои...хотя положа руку на сердце, невозможности взойти на колонну я лично была отчасти рада...ибо даже на нашу бакинскую Девичью башню поднималась всегда с огромным трудом, даже в детстве, а колонна Трaяна ее повыше будет, и иного способа добраться до верху, кроме как пятками по вырубленным по спирали внутри ступенькам, нет. Поэтому вяло отмахнувшись от мишиных уничижающих слов о своих несознательности и лени я просто села на один из мраморных "архитектурных обломков" (прим.ред) - такие обломки наравне с мраморно - каменными скамеечками разбросаны по всему Риму, их даже больше чем деревянных - любоваться колонной издалЯ и давать отдых гудящим ногам, которым еще топать через весь центр города домой, а сие не меньше получаса пешком... на этом же обломке и была запечатлена нетленной дигиталкой как замученное, несчастное и покорившееся судьбе существо в белой панамке в сиреневый горошек.
А именно так
(Справка для предпочитающих летние шляпки и панамки американским "бейсболкам": рекомендую к шапочкам завязки пришить перед отьездом в Европу - там ветер дует даже в разгар лета, сдувать будет, намучаетесь!)
Напротив колонны Трaяна воздвигнут величавый монумент "Отцу Отечества" - Первому королю обьедененной Италии Виктору Иманнуилу, за неуемные пышность и помпезность архитектуры прозванному насмешниками - итальянцами "свадебным тортом", и весьма метко, надо сказать! Двуярусный, весь в скульптурах - колоннах, и непременным зданию такого значения фонтаном - бассейном у подножия, к которому по обе стороны от входа красиво,величаво - изогнуто спускаются просторные лестницы, спереди сливаясь в одну каскадную...и все построено из белонежно белых камня и мрамора. Если ко всему этому прибавить внушительные бронзовые скульптуры перед зданием и по бокам его крыши, появляется законченное ощущение огромного, обильно намазанного сливочным кремом торта...честное слово, хотелось иногда от него кусочек отрезать! Нам прозвище монумента настолько понравилось, что мы иначе его и не называли: "Как пойдем, через торт?", "А до торта далеко идти еще?", и т.д.
"Свадебный торт"
И вообще “торт” - замечательный ориентир исторического центра Рима, как и площадь Венеции, перед ним раскинувшаяся. В действительности площадью ее можно назвать с большой натяжкой, так как она представляет собой своеобразный регулятор транспортного движения с огромным кругом (кольцом) посередине. Движение на площади насыщенное, с безпрестанно снующими туда - сюда автубусами и частниками. Переходить следует осторожно и по возможности быстро, ибо понять водителя - итальянца израильтянину сложно, их поведение на дороге последовательностью не отличается: то пропускают тебя вперед, причем терпеливо ждут, не выказывая неудовольствия твоим появлением на дороге именно перед его машиной; то норовят задавить, невзирая на зеленый свет для пешехода или пешеходный переход.
По дороге домой от площади Венециии проходили мимо маленькой пиццерийки, решили наконец начать знакомство с "настоящей итальянской кухней" и отведать пиццы с ветчиной, нарезанной почему-то полосами. После первого же куска пицца "Дон Пердо" на улице Трумпельдор в городе Петах-тиква большинством голосов количеством две штуки была признана лучшей в мире, пусть даже и без ветчины!! Сколько раз мне рассказывали что итальянская еда в израильском варианте намного вкуснее оригинальной, но поверила в это окончательно именно тогда, в той пиццерии. Тесто у "настоящей" пиццы тонюсенькое, сыра на ней мало, порции небольшие (ну кроме разве что самой популярной "Маргарита", порционной и размером с очень большую обеденную тарелку), а различные добавки к ней, типа грЫбочков/маслинок, кладутся в весьма небольшом количестве...сквозь кусок ветчины на нашей пицце можно было соседнюю улицу рассмотреть. Вышепреведенные комментарии в равной степени справедливы относительно всех посещенных нами пиццерий в Италии за исключением одной, о которой я позже поведаю.
Итак, пицца проглочена, первое клятвенное обещание сразу же по возвращении домой купить лафу со швармой торжественно произнесено и мы двинулись потихоньку домой, на улицу Палестро, где День Второй подошел к концу, но "сага о Риме далека от завершения".