Идея похода вокруг Эльбруса возникла в конце весны, когда на глаза попался анонс забега
Alpindustria Elbrus Race 6-7 августа 2022.
Давно хотелось попробовать себя в по-настоящему горном трейле, и на лето ещё ничего не решено с походом. Можно совместить. Опять же - новый район: в Приэльбрусье ещё не бывали.
Созрел план:
- в 20-х числах июля едем поездом до Мин.Вод;
- каким-либо трансфером забрасываемся в район;
- 8-9 дней горный поход и акклиматизиция к высоте;
- выходим в Терскол, селимся в домик или аппартаменты, 2-3 дня отдыхаем и гуляем;
- в субботу 6 августа бежим трейл (по желанию);
- в тот же день вечером такси до Мин.Вод;
- в 22 часа садимся на обратный поезд;
- в воскресенье вечером дома;
- в понедельник на работу.
Идею поддержали. Гриша и Вова зарегистрировались в трейле на дистанцию 10 км с набором высоты 1000 м, я на 34 с набором 3200 м. Наташа решила ограничиться походом - будет ждать нас с пробежки и собираться в обратную дорогу.
Недолго думая, купили билеты. В процессе неспешных сборов и ожидания отпуска Гриша после сессии устроился работать и отказался от поездки.
Срочно переиграли с палаткой: четырехместную тащить не хотелось, взяли двухместную: лежали в ней валетом - тесно, но терпимо (мы все худые).
Отослав посылкой до востребования беговые вещи в Терскол, поехали втроём, плюс собака Тильда породы корги - она у нас самый большой почитатель любой движухи )
За основу нитки маршрута был взят трек забега Alpindustria Elbrus Race на 109 км с небольшими изменениями:
- в противоположную сторону, так плавней будем набирать высоту;
- в начале делаем крюк и идем через озеро Сылтран-Кёль и перевал Сылтран;
- в конце маршрута идем не через перевал Хотютау, а через перевал Азау, так меньше вероятность встретить какие-то неожиданности на леднике Большой Азау (трещины и тп).
Последнее изменение требовало получения пропуска в пограничную зону, тк перевал Азау ближе к границе. На сайте ГосУслуг составили заявление в пограничную службу и через некоторое время получили отказ по причине «отсутствия необходимости» и «непредставленим необходимых документов».
Разбираться было уже поздно, оставили первоначальный вариант - через Хотютау.
Далее краткий отчет по дням с путевыми заметками и фотографиями.
25 июля
В Минеральные Воды поезд прибыл 6 часов утра. В круглосуточном магазине у вокзальной площади купили продуктов на перекус, сели в ожидавшее такси и поехали к началу маршрута, в село Верхний Баксан.
В дороге примерно 2,5 часа.
У начала тропы нас встретил работник национального парка «Приэльбрусье» и вручил (по 150 руб. с человека) билеты на посещение. Дети и собаки - бесплатно.
На входе в нацпарк туалет (достаточно чистый) и беседка, далее по пути встречаются оборудованные места отдыха.
С самого начала дорога круто вверх уходит серпантином в горы.
Солнце припекает - жарко.
Через час хода дорога немного выполаживается и мы заходим в прохладу соснового леса.
В лесу дорога закончилась, далее тропа с хорошим уклоном.
Остановились на левом берегу реки Сылтрансу, в месте, обозначенном на карте как кош, рядом с оборудованным родником. Палатку поставили на ближайшей стоянке. Высота над уровнем моря 2320 метров, сегодня выше идти не стоит - акклиматизируемся.
Пройдено 5.5 километров, набор высоты 800 метров. К планируемому месту ночевки шли примерно 3 часа.
Позже гулял и увидел еще несколько мест для палаток получше нашего, но менять уже не стали.
После 16 часов небо затянуло облаками и стало прохладно.
Снизу по тропе пришла самостоятельная лошадка. Перешла через речку и бодро проскакала мимо нас куда-то вверх.
26 июля
Проснулись в 6 часов. Небо ясное, температура +5 С.
Вышли в 8:00.
От стоянки тропа круто уходит вверх и местами теряется в курумнике, но хорошая разметка на всем протяжении не даст сбиться с пути.
К озеру Сылтран-Кёль поднялись в полдень.
Здесь нас встретили местные.
Смотрели на нас неодобрительно, но обошлось без наездов, разошлись по мирному ))
Сылтран-Кёль одно из самых крупных высокогорных озер Приэльбрусья (3190 м). Вода в озере имеет необычный зеленоватый оттенок
Это особенно заметно сверху.
На перевал Сылтран (н\к 3441 м) поднялись в 13 часов. Высота ощущается легким головокружением.
Спуск с перевала достаточно крутой.
На обед остановились у реки Мукал. Вода в реке мутная, но правый приток стекающий не из ледника чистый, набирали воду в нем.
По другому берегу Мукала поднималась пара туристов и остановилась у места, обозначенного как переправа. Видимо, сутра переправа не вызывает проблем, а сейчас вода высокая и они стоят в нерешительности. Помогли им перебраться. Ребята сказали, что пошли по другому берегу, чтобы не идти через скальные сбросы правого берега. В отчетах я читал, что там круто и в дождливую погоду небезопасно, но сейчас сухо, поэтому менять намеченный маршрут не стали.
Подошли к этому месту, посмотрели - круто. Случайно из-под ноги спустили большой камень и он лихо поскакал вниз по тропе. Очень неприятно.
Спускались с предосторожностями: проходя по очереди участки, где есть вероятность скинуть камень на того, кто ниже.
Далее два километра по тропе вдоль правого берега реки Мкяра шли к месту ночевки перед мостом через реку Кыртык (2470 м). Здесь относительно людно - стоят несколько групп, но места хватает всем.
Вечером +9 и красивые облака.
27 июля
Утром солнечно.
Вышли в 8:15.
Перешли реку по мосту, сделанному из стволов деревьев (видимо, специально привезли снизу). Мост хороший и прочный, хоть и выглядит неуклюже.
Подъём на перевал Кыртыкауш (н\к 3242 м) не вызвал сложностей. Единственным препятствием был проход через стадо любопытных коров, пасущихся в долине реки Уллуусенчи. Особенно их заинтересовала наша Тильда - таких маленьких собак, видимо, они никогда раньше не видели. Ей такое внимание не понравилось. Она грозно на них лаяла прячась у нас между ног ))
На перевале в 11:20.
С другой стороны водораздела снизу по долине поднимаются облака.
Вскоре всё заволокло туманом и пошёл мелкий дождь.
Спуск с перевала несложный.
В долине реки Исламчат разметка тропы встречается редко, много коровьих троп и надо внимательно следить за треком. В какой-то момент, мы пошли в неправильном направлении и пропустили нужный поворот.
Хорошо, что, когда шли мимо коша, нас окликнул пастух, спросил куда идём и показал правильное направление. Звал в гости на чай, мы поблагодарили, но отказались.
Пришли на стоянку у ручья от которой начинается подъем к перевалу Каракайский Северный.
Сверху сюда же спустилась другая группа. Мест под палатки немного, но все разместились.
Пообедали и легли отдохнуть.
Вечером опустился густой туман. Когда решили приготовить ужин, выяснилось, что наша горелка испортилась - прохудился газовый шланг. Видимо, во время какой-то готовки его случайно перегрели, и он в этом месте лопнул. Попытки починить успехом не увенчались. На вечер и утро одолжили горелку у соседей - спасибо им большое!
На следующий день у нас выход в населёнку, там можно попробовать купить горелку в Джилы-Су или в альплагере на поляне Эммануэля.
28 июля
Утром солнечно
Пока собирались, пришел из соседнего лагеря Сергей и отдал нам свою запасную горелку. Я записал его телефон и договорились, что после похода созвонимся. Ребята нас очень сильно выручили. А нам наука - всегда иметь маленькую горелку про запас.
От стоянки на перевал Каракайский Северный (н\к 2880 м) тропа по левому (орографический) борту долины с переходом в соседнюю.
Подъём не сложный - серпантином по травянистому склону.
Сверху замечательные виды на хребет Кыртык и зелень долин рек Исламчат и Шаукам.
С перевала на другую сторону видно Джилы-Су и дорогу серпантином ведущую к нему.
Спуск не сложный.
В какой-то момент из-за отрога слева показался в всей красе Эльбрус.
До этого мы ещё его не видели. С обозных точек, куда ранее поднимались, он уже не просматривался и был скрыт за облаками. Вот и сейчас, за его вершины зацепились облако, а через час он скрылся из виду весь.
Джилы-Су, конечно, уникальное место, но большое количество машин, людей, автобусов, запах жаренного мяса и какая-то не обустроенность оставляют ощущение базара. Задерживаться не стали.
Сфотографировали водопад Кызыл-Су
водопад Султан
скалы «Зубы дракона»
попили нарзана и пошли на другой берег Малки.
Вдоль дороги очень много норок горных сусликов. Они почти не боятся людей - стоит только остановиться, как какой-нибудь смельчак высовывается из норки и начинает выпрашивать подачку.
Многие туристы, приехавшие в Джилы-Су, специально поднимаются по тропе на гору, чтобы сделать селфи с сусликом берущим еду с рук.
По плану, к альплагерю на поляне Эммануэля мы должны были пройти по мосту через Кызылкол. На месте оказалось, что моста нет: «смыло в прошлом году» - сказала женщина из коша. Водитель машины МЧС, стоявшей рядом, за переезд через реку запросил 2 тысячи!
Нам торопиться некуда. Решили переночевать здесь, и утром, пока низкая вода, перейти реку вброд.
За стоянку на берегу местные запросили 200 руб с человека, типа: земля в аренде и тому подобное… В эту плату разрешают набрать воды из родника у коша, пользоваться туалетом (грязным) и душем (с холодной водой). Конечно, это не прибавило положительных впечатлений. На будущее надо планировать Джилы-Су и лагерь Эммануэля проходить без остановки на ночёвку. Сразу идти через Калинов мост и дальше в горы.
Вечером густой туман, сыро и холодно.
29 июля
Проснулись в 5:30. Соседняя группа вовсю суетится: снимают лагерь и укладывают рюкзаки. Открываем палатку, а там освещенный первыми лучами солнца красавец Эльбрус.
Быстро собрались и подошли к месту брода.
Как будто другая река - в самом глубоком месте слабая струйка ниже колена.
Река набирает мощь примерно после 10 часов, когда солнечные лучи начинают плавить ледники, сползающие с Эльбруса, и тогда переходить ее становится небезопасно.
На другом берегу поднялись на высокий берег поляны Эммануэля и встали завтракать. Воды набрали из чистого ручья, бьющего родником из-под обрывистого берега притока Кызылкола - речки Ткумиль.
Зашли на огороженную территорию альплагерей и в одном из кафе купили бутылку кваса (1,5 л - 200 руб).
Пока наслаждались квасом и тупили в карту как дальше идти, подошёл мужчина и представился сотрудником нацпарка Эльбрусский. Очень вежливый: проверил билеты, которые мы купили в Верхнем Баксане, спросил про маршрут и подсказал как лучше идти.
Старая геологическая дорога, вдоль которой мы идём по плато Ирахиксырт, глубоким шрамом прорезала альпийские луга урочища. Прекрасная иллюстрация лозунга «человек хозяин природы». В середине 20 века здесь что-то искали и мощной гусеничной техникой искромсали тонкий плодородный слой почвы. За десятилетия эрозия расширила и углубила бывшую колею и теперь уже никогда она не зарастёт травой.
С плато Ирахиксырт отличный вид на Эльбрус
и даже просматривается ровное поле «Немецкого аэродрома»
Вниз, к руслу Кызылкола, с плато уходит дорога, переходящая в тропу. На берегу рядом с впадающим чистым ручьем место стоянки, где остановилась шедшая перед нами группа.
Брод через Кызылкол не просматривается - река одним руслом круто скачет по камням. Ребята говорят, что, по описанию, утром здесь открывается каменный мост. Им надо идти на перевал Бурунташ, тропа на подъем к нему начинается сразу на том берегу. Нам же надо на перевал Балк-Баши, тропа к нему начинается выше по течению. Поднимаемся вдоль реки метров 400 до разбоев, где утром удобное место брода. Здесь через реку даже натянута специальная веревка для страховки при переходе на другой берег.
Много хороших мест для палаток и рядом течет чистый ручей.
Поставили палатку, приготовили обед.
Зовем Тильду, а она не идёт. Лежит у палатки, жалобно смотрит и выглядит неважно. Поднесли ей миску - не ест.
Через час легче ей не стало. Вид очень измождённый.
Собрались на совет. Ясно, что надо сниматься и нести ее на себе, иначе она не жилец.
По всей видимости на накопленную усталость наложилась горняшка - высота здесь 3000 м.
Вопрос стоял, куда сниматься: вперёд, через перевал до Хузрука или назад, до Джилы-Су, и оттуда попытаться уехать.
У каждого варианта были плюсы и минусы, но в итоге решили возвращаться.
Вечером туман, сыро и холодно.
30 июля.
Утром солнечно и холодно, на палатке и на траве иней.
Ночь прошла спокойно, но Тильде заметно лучше не стало. По-прежнему выглядит неважно и от еды отказывается.
Собрались. Я спереди надел лёгкий рюкзачок, который мы брали для транспортировки собаки через броды. Посадили в него Тильду и пошли через плато Ирахиксырт к поляне Эммануэля.
В альплагере Лакколит нашел начальника. Оказался тем самым сотрудником нацпарка, который проверял у нас билеты. Он рассказал, что скоро в альплагерь привезут из Кисловодска людей, планирующих восхождение. Можно с водителем договориться, чтобы нас забрал.
Пока ждали машину пообедали, Тильда съела немного сухого корма.
Приехала машина из Кисловодска. Пока альпинисты разгружали вещи, договорился с водителем чтобы нас отвез.
Дорога из альплагеря отдельное шоу - настоящий джип-тур. Впечатлился возможностями УАЗ «Патриот». Паркетникам/кроссоверам на тех дорогах делать нечего.
Водитель оказался хорошим парнем: рассказывал о своих поездках по горам, о достопримечательностях Кисловодска, договорился со знакомым, чтобы он повез нас дальше в Терскол.
В Кисловодске погуляли по центру, попили нарзана, съели мороженное, созвонились с кемпингом в Терсколе, дождались машину и поехали.
Продолжение
здесь P.S. Тильда восстановилась через 3-4 дня. Первые дни, ходила вяло и с трудом, как будто все мышцы болели. Ела понемногу диетическую пищу. Затем аппетит полностью восстановился, и она стала опять бодрой и веселой.
Пробовали найти ветеринара. Ближайшие к нам ветеринарные клиники были в Тырныаузе (40 км от Терскола). Дозвониться удалось только до одной и на второй день - в воскресенье не работают.
Врач очень вежливый, внимательно выслушал, и посетовал, что у них нет оборудования для диагностирования и лечения мелких собак. Они специализируются по более крупным животным: лошади, коровы, овцы… Ближайшая ветклиника, где нам могут помочь, только в Нальчике.
Подтвердил наши предположения о возможном переутомлении в купе с высотой (собака с равнины) и сказал, что сейчас ей важен покой, диетическое питание и по-хорошему лучше спуститься до 1500 м (Терскол на высоте 2000 м).
Конечно жаль, что поход пришлось прервать раньше времени, но выбора у нас не оставалось. Тильда и раньше ходила с нами в многодневные походы.
В Хибинах, например, дневные переходы были не проще, но там невысоко - выше 1000 м над уровнем моря не поднимались.