Дом 26 на Новой Басманной не дом, а настоящий главный герой района. Что внутри него только не происходило: предательства и побеги с любовниками; здесь находилась одна из лучших коллекций живописи в городе, которая даже получила название “Малый Эрмитаж”; во время Второй мировой войны здесь был военный госпиталь, и это единственное здание на всей улице, которое не сгорело во время пожара 1812-го...
Большая усадьба, чье владение простиралось некогда почти до Старой Басманной улицы, была построена в 1790-х годах для Никиты Никитича Демидова (младшего), одного из представителей знаменитой династии уральских заводчиков Демидовых. Впоследствии дом перешел во владение князя Михаила Петровича Голицына, который и организовал в нем картинку галерею. Голицын успел издать каталог своего собрания на французском языке, но.... разорился: картины, книги, дом и усадьба ушли с молотка.(((
В 1812 году коллекция была эвакуирована, а дом выгорел, но, будучи каменным, выстоял. Отсюда легенда про «дом-сейф» - обшивку фасадов демидовским железом.
Интерьеры его пришлось восстанавливать, а затем неоднократно переделывать при приспособлении здания под Сиротский дом и Басманную больницу. Поэтому сегодня внутри можно полюбоваться только могучими первоначальными сводами первого этажа и изящным входным вестибюлем с парными колоннами, поддерживающими своды.
Сохранилось и пространство домовой церкви - в нем сейчас расположена экспозиция Сергея Катрана «Кристаллы времени», которая является частью выставки - экскурсии "Будущее воспоминаний".
Встречает же гостей выставка хлебных изделий на закваске - «басманы», испеченных специально для этого проекта Серафимой Красниковой. ( Басман - особого рода хлеб, выпекавшийся в XV-XVII веках в дворцовых пекарнях.).
В зале, где сохранились коллоны и немного шелушащиеся краски(( выставлены «Деревянные голландские портреты» Нестора Энгельке и «Фанерный Летний сад» Александра Шишкина-Хокусая.
К Прокофию Акинфиевичу Демидову - адресуется еще одна инсталляция - «Плоский фонтан» Вильгения Мельникова. Демидов для усадьбы в Нескучном саду заказал фонтан, чашу которого поддерживают мальчики - олицетворения Волги, Днепра, Дона и Невы. Мельников же новый фонтан смял экскаватором, вернувшись таким образом к дому на Басманной, «чьи классические формы деконструированы временем и историей»...
Работ на выставке очень много, все они органично "вписаны" в усадебные стены, воспоминания, историю...
Так, обращаясь к теме памяти, участники проекта исследуют события прошлого сквозь призму современности, в которой всегда есть место для планов на будущее...