(no subject)

May 21, 2012 23:33

Свидетель исторических событий города.
Дворец культуры "Судостроитель"… Едва ли кто усомнится, что это одно из красивых мест в городе. Но, как известно, у любой вещи есть и лицевая, и оборотная сторона. И если первая украшает Дворец, то на вторую смотреть без боли нельзя. Впрочем, начнем по порядку…
Как это было…
1937 год. Комсомольск-на-Амуре отпраздновал пятилетие со дня создания. Молодежь страны торжествовала: «Город комсомольской славы есть! И пусть он растет еще больше, еще краше! Пусть будут в нем проспекты и Дворцы!» Профессор архитектуры Владимир Николаевич Талепоровский и его жена Феодосия Ивановна Милюкова получают задание спроектировать Дворец культуры для судостроителей города юности. Это было почетное задание ленинградцам, восхищенным подвигом строителей на Амуре. Они хотели, чтобы Дворец в Комсомольске-на-Амуре не уступал по красоте столичным. В октябре 1939 года началось строительство. В 1941 году авторы проекта должны были приехать на место событий, но этому, как и самой стройке помешала Великая Отечественная Война.
1942 год. Блокада Ленинграда. Талепоровский и Милюкова эвакуируется в Омскую область. Тем, кто ехал в тот день с архитекторами по льду Ладожского озера, мог показаться смешным человек с рулоном выше собственного роста. «Наверняка, - думали, - ковры тащит, а вокруг бомбят…» Владимир Николаевич не взял с собой никаких вещей, кроме проектов, архитектурных деталей и рисунков росписей Дворца… В 1943 году супруги приезжает наконец в Комсомольск-на-Амуре и работы возобновляются. Вместе с ними трудятся их давние друзья - скульптор Иннокентий Иванович Суворов и его жена, художница Софья Людвиговна Закликовская, также эвакуированные из Ленинграда. Непосредственное участие в работе принял бывший работник судостроительного завода, первый художник города Георгий Александрович Цивилёв. Художественному оформлению Дворца он отдал весь жар своей творческой души. «Такие панно, какие делал Георгий, нисколько не уступали, а возможно, и были лучше московских и ленинградских. Сказать правду, он без меня с росписью справился бы, а я без него - навряд ли…», - так рассказывала о Георгии Цивилеве Закликовская.
Накануне открытия Дворца культуры, которое состоялось 6 ноября 1944 года, на аллее Труда можно было увидеть необычную процессию - десятки судостроителей несли на руках новенькие кресла-скамьи по 5-6 кресел в одном блоке. Их сделали рабочие столярно-малярного цеха завода. А несли потому, что боялись во время перевозки на автомашине поцарапать эти любовно изготовленные кресла. Так всё и перетащили вручную, 900 с лишним мест.
Правда, в 1944 году была построена только центральная часть дворца. И долгое время комсомольчане могли видеть только ее, в то время как проект сразу предполагал наличие левого и правого крыльев, предназначенных для клубной и спортивной работы. Дело одних ленинградских архитекторов продолжили уже другие и к 1975 году были сооружены два крыла и реконструирована центральная часть Дворца.
Принял участие в этой работе дальневосточник, художник-монументалист Николай Павлович Долбилкин. На втором этаже Дворца, в Центральной его части, находится мозаичное панно, общей площадью в 200 м2 . Фасады крыльев также украшают работы Долбилкина - «Знания» и «Спорт».
Располагалась здесь и богатейшая библиотека, первая в городе, в комплектовании книжного фонда которой приняла участие Надежда Константиновна Крупская. Это по её указанию была подобрана и отправлена литература для строителей завода на Амуре. До 1972 года базировался здесь и городской Драматический театр, актером которого, в 1958-1961 гг. был народный артист России Анатолий Юрьевич Равикович, снявшийся в большом количестве всем известных фильмов, но особенно полюбившийся многим по роли застенчивого интеллигента Хоботова в «Покровских воротах».
Нельзя не сказать и еще об одном человеке, имеющем отношение к нашему чудесному Дворцу. Это гений джаза - Эдди Рознер. Знаменитый на весь мир Льюис Армстронг называл этого человека - мой белый брат. Так получилось, что «белый брат» попал в Комсомольск-на-Амуре по путевке в «места не столь отдаленные», став неугодным советским правителям. Но и здесь занимался именно тем, что умел гениально - играл джаз, организовал оркестр и выступал вместе с ним на сцене Дворца культуры судостроителей.
- Я пришла во Дворец культуры в 1977 году и сразу же окунулась в замечательный и талантливейший коллектив педагогов, собрать которых смог наш удивительный директор Юрий Михайлович Куц, - рассказывает Людмила Павлова, балетмейстер образцового хореографического коллектива «Жемчужина». Юрий Михайлович - заслуженный работник культуры, отдал Дворцу более 30 лет деятельности. Помню, работала огромная музыкально-хоровая студия, в которой занимались дети всех возрастов, народный театральный коллектив «Криница», студия бальных танцев «Вдохновение». Ведущим гремящего на весь Дальний Восток фестиваля спортивных (бальных) танцев «Амурская мозаика» был приглашен Александр Васильевич Масляков. Творческий отдел Дворца не реже трех раз в неделю готовил сценарии различных мероприятий, как и всех без исключения городского уровня, так и заводских. Ведь по бумагам Дворец проходил как цех завода № 93. Работал клуб юных техников, в котором было очень много разных кружков технического творчества. В лучшие годы во Дворце культуры работали 29 взрослых коллективов художественной самодеятельности и 15 детских. Десяти коллективам художественной самодеятельности было присвоено звание «Народный».
… и как есть
В середине 2000 годов людей, отдавших Дворцу десятки лет работы, уволили по сокращению в связи с реорганизацией. Собственник Дворца - ОАО "АСЗ" сдал его в аренду предприятию «Мак-Амур», которым, в свою очередь, началась реализовываться программа по сдаче помещений внаем всем желающим с целью извлечения коммерческой прибыли. При этом не позаботились о техническом состоянии обветшавшего уже здания, и в апреле 2003 года поплатились - случился большой пожар, результатом которого стала невозможность эксплуатации самой большой сцены в городе. Официальная причина пожара, названная начальником противопожарной службы В.Трегубовым, - неосторожное обращение с огнем не установленных лиц.
Продолжая листать подшивки старых газет, понимаем, что разговор о необходимости сбора средств от предприятий и горожан для ликвидации последствий велся только первое время. Потом все утихло. «Дворец на сегодняшний день является собственностью предприятия, можно сказать, частного предприятия. И, следовательно, городской бюджет не может расходовать средства на восстановление чужого имущества», - сообщали на страницах газеты из администрации города.
На сегодняшний день собственником Дворца является ООО «Производственно-коммерческая фирма «Амгунь», которая еще недавно являлась дочерним предприятием ОАО «АСЗ», а сейчас - собственность ОАО «ДЦСС» (Дальневосточного центра судостроения и судоремонта), главным акционером которого является ОАО «ОСК» (объединенная судостроительная корпорация). Эта государственная корпорация владеет и нашим судостроительным заводом. Следовательно, собственником Дворца Культуры опосредовано тоже является государство.
С вопросом о планах непосредственного собственника в отношении судьбы дворца, мы обратились к временно исполняющей обязанности директора ООО «Производственно-коммерческая фирма «Амгунь» Олесе Юрьевне Моторовой.
- Объем финансовых затрат на проведение полного капитального ремонта Дворца достаточно большой, - говорит Олеся Юрьевна. - И пока что мы плохо представляем, какой именно. Нам нужны конкретные и обоснованные цифры, тогда можно будет понять с чего начинать. Для этого необходима профессиональная, грамотная экспертиза. Сейчас ведется поиск подходящих специалистов, и в этом году мы планируем заключить договор на проведение экспертных работ. Со времени пожара одна экспертиза уже была проведена, но она имела существенные недоработки. Тогда оценивали только возможность восстановления сцены и зрительного зала. Это самая дорогая часть работ и речь шла о нескольких сотнях миллионов рублей. Нужно понимать, что для восстановления таких сложных объектов необходимо проведение специфичного вида работ, которые потребуют специалистов с определенным уровнем квалификации. Помимо сгоревшей части Дворца необходимо провести экспертизу состояния действующего здания, которое тоже нуждается в капитальном ремонте. И только после экспертных заключений можно будет решать непростой вопрос о финансировании работ.
. . .
Действительно вопрос о финансировании непростой. И тут необходимо призвать к диалогу все заинтересованные стороны. А заинтересованными в развитии своей культуры должны быть все мы. Удивителен еще один факт. Дворец не является никаким охраняемым государством памятником - ни истории, ни архитектуры. Когда-то видимо этому не придали особого значения. Но очень не хочется, чтобы лозунг французской революции «Мир хижинам - война дворцам» приобретал в нашем городе своеобразный смысл.
Антон Ермаков.
Previous post Next post
Up