Предположим, что излюбленный сюжет наших фантастов, контакт, действительно сбылся, и нас посетили космические пришельцы - пусть это будут для вящей убедительности великодушные, мудрые и дружелюбные пришельцы, горящие желанием поделиться с нами достижениями своей цивилизации и неисчислимым духовным богатством. Мы, разумеется, будучи венцом творения, пойдем им навстречу и немедленно кооптируем их в свое моральное пространство, уравняем с собой в правах на помощь и сострадание. Вот только в какой-то момент один из них проговорится, что они появились на свет не в результате биологической эволюции, а представляют собой технологический продукт ныне исчезнувшей цивилизации, искусственный разум, и что нам тогда делать с нашей хваленой «теорией сознания»?Ничего не делать - эти созданные технологией люди обладают сознанием и никаких потрясений в теории сознания не вызывают
( ... )
>Ничего не делать - эти созданные технологией люди обладают сознанием и никаких потрясений в теории сознания не вызывают.
Тут вы одним махом решили проблему, над которой философы бьются уже десятки лет: http://plato.stanford.edu/entries/zombies/. Она тоже имеет этические коннотации, но вопрос на самом деле гораздо шире, если дело не в сознании, а просто в родстве. Вспомните битву в США по поводу женщины с усохшим мозгом. На последний вопрос вы ответ и сами знаете - в большинстве стран конечно является. Право - не умозрительная конструкция, а реально существующая. Уничтожение пятимесячного плода практически во всех законодательствах запрещено.
Уничтожение пятимесячного плода практически во всех законодательствах запрещено.
Это не вполне верно - аборты на поздних сроках разрешены в 14 из 50 штатов, но самое интересное что движение pro-choice считает запреты на поздние аборты незаконными. Так что не все так просто.
Даже самая догматическая вера не обходится без минимального толкования, а уже мэйнстрим тем более - иначе откуда Талмуд, Аквинат и Августин? Ваше возражение имело бы больше веса с конкретным примером, где должность "венца творения" не подразумевается явно или имплицитно, или явно отвергалась бы. Ангелов мы встречаем не чаще, чем инопланетян (в последнее время реже), поэтому они прямого отношения к проблеме все же не имеют.
Уважаемая Мария (demetrа_ch и действительно глубокий знаток богословия), когда-то объяснила мне про этот эпизод, что очень уж омерзительные обряды у этого народа были. Поэтому и отношение такое у Спасителя было первоначально.
> Но если граница клана или племени не вправе быть пределом нравственности, с какой стати это должна быть граница биологического вида
С такой, что с особями своего биологического вида (с людьми другого племени, и даже другой расы) человек может иметь общих детей. Свой ребенок плоть-от-плоти это частично ты сам, потому имеет смысл на него распространить свою нравственность, далее по транзитивности она распространяется на другого родителя и далее на всех людей.
Особи же других биологическиx видов нам никто, и никогда не станут для нас ничем большим чем вещью.
> И с какой стати - просто потому, что мы считаем себя, а не их венцом творения,
Всё просто и естественно: мы себя считаем венцом и используем другие виды как вещи, а другие виды делают то же самое: комары считают нас своим обедом...
В этом случае этика - действительно только машинка для стрижки волос в собственном носу. И такая же есть у комаров, приспособленная к их собственным нуждам. Мне известны многие, не считающие себя венцом, и они мне интереснее, чем считающие. Иначе бы я вообще не писал того что пишу.
Эта этика хороша не только с практической точки зрения, но и философской имеет, на мой взгляд, меньше проблем. Hе считающий себя венцом и распространяющий свою нравственность на другиe биологическиe виды, в то время как другиe биологическиe виды этого не делают, уже тем самым ведет себя как "избраннный" т.е. считаeт себя венцом => логическое противоречие.
Далее, "не считающий себя венцом" будучи последовательным должен либо убицца ап стену чтоб не мешать другим живым организмам, не убивать их (что неизбежно для поддержания человеческой жизни) и чтоб накормить голодных братьев-бактерий, либо начать поступать с другими людьми как с комарами, что мне не нравится.
***в то время как другиe биологическиe виды этого не делают*** ну, во-первых, делают - собака гибнет, защищая хозяина, а вот наоборот... наоборот тоже бывает, но не так радикально - полно одиноких людей, считающих своих pets лучшими созданиями в мире, "которые только не умеют говорить", завещающих им свои состояния и т.п., в то время, когда в Африке дети умирают от... и т.п. Т.е. границы вида - (конечно, они их антропоморфизируют, но, таки понимают, наверное, что это не совсем люди :) - мораль пересекает легко. ***либо убицца ап стену чтоб не мешать другим живым организмам*** да, контрольный вопрос - вероятность, что чел пожертвует своей жизнью ради особи др.вида. Уверен, что она не нулевая, и какой-нить джайнист или буддист, да даже радикал из "зелёных" готов положить свою жизнь на алтарь защиты братьев меньших, а тем более биосферы в целом (выше написал)- тут никаких китайцев не жалко, жила бы Земля родная и нету других забот :о)
Comments 49
Reply
Тут вы одним махом решили проблему, над которой философы бьются уже десятки лет: http://plato.stanford.edu/entries/zombies/. Она тоже имеет этические коннотации, но вопрос на самом деле гораздо шире, если дело не в сознании, а просто в родстве. Вспомните битву в США по поводу женщины с усохшим мозгом.
На последний вопрос вы ответ и сами знаете - в большинстве стран конечно является. Право - не умозрительная конструкция, а реально существующая. Уничтожение пятимесячного плода практически во всех законодательствах запрещено.
Reply
Это не вполне верно - аборты на поздних сроках разрешены в 14 из 50 штатов, но самое интересное что движение pro-choice считает запреты на поздние аборты незаконными. Так что не все так просто.
Тут вы одним махом решили проблему, над которой философы бьются уже десятки лет: http://plato.stanford.edu/entries/zombies/.
Это ложная проблема, и решается тестом Тьюринга.
Reply
Reply
А где в священных книгах это записано?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
С такой, что с особями своего биологического вида (с людьми другого племени, и даже другой расы) человек может иметь общих детей. Свой ребенок плоть-от-плоти это частично ты сам, потому имеет смысл на него распространить свою нравственность, далее по транзитивности она распространяется на другого родителя и далее на всех людей.
Особи же других биологическиx видов нам никто, и никогда не станут для нас ничем большим чем вещью.
> И с какой стати - просто потому, что мы считаем себя, а не их венцом творения,
Всё просто и естественно: мы себя считаем венцом и используем другие виды как вещи, а другие виды делают то же самое: комары считают нас своим обедом...
Reply
Мне известны многие, не считающие себя венцом, и они мне интереснее, чем считающие. Иначе бы я вообще не писал того что пишу.
Reply
Далее, "не считающий себя венцом" будучи последовательным должен либо убицца ап стену чтоб не мешать другим живым организмам, не убивать их (что неизбежно для поддержания человеческой жизни) и чтоб накормить голодных братьев-бактерий, либо начать поступать с другими людьми как с комарами, что мне не нравится.
Reply
ну, во-первых, делают - собака гибнет, защищая хозяина, а вот наоборот...
наоборот тоже бывает, но не так радикально - полно одиноких людей, считающих своих pets лучшими созданиями в мире, "которые только не умеют говорить", завещающих им свои состояния и т.п., в то время, когда в Африке дети умирают от... и т.п. Т.е. границы вида - (конечно, они их антропоморфизируют, но, таки понимают, наверное, что это не совсем люди :) - мораль пересекает легко.
***либо убицца ап стену чтоб не мешать другим живым организмам*** да, контрольный вопрос - вероятность, что чел пожертвует своей жизнью ради особи др.вида. Уверен, что она не нулевая, и какой-нить джайнист или буддист, да даже радикал из "зелёных" готов положить свою жизнь на алтарь защиты братьев меньших, а тем более биосферы в целом (выше написал)- тут никаких китайцев не жалко, жила бы Земля родная и нету других забот :о)
Reply
Leave a comment