Mar 11, 2010 14:57
Эта Гата почти полностью состоит из вопросов Заратуштры к Ахура-Мазде. Параллели этим вопросительным формулам, равно как и содержанию вопросов, находят в древнеиндийской Ригведе (I.164.35), а также в скандинавской «Старшей Эдде»: песнь «Речи Алвиса». Сквозь вычурность формы многих строк этой Гаты и неясность отдельных выражений просвечивают ее неоспоримые поэтические достоинства, явные даже в переводе. Ясно, что большинство следующих вопросов - чисто риторические, так как ответ на них один: - Ты, о Ахура Мазда.
ЯСНА 44
44.3. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто при родах
отец Истины первый?
Кто и Солнцу
и звёздам создал пути?
Кем же Месяц
растёт - убывает, Тобой?
Это, Мазда,
желаю знать и другое!
44.4. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто же держит
землю внизу и небо
От паденья?
Кто воды и растенья?
Кто облакам
и ветру впряг пары быстрых?
Кто, о Мазда,
Мысли Благой Создатель?
44.5. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто искусный
и день создал, и темень?
Кто искусный
сон дал и пробужденье?
Кто тот, зарю
с полуднем дал и ночью
Напоминал
разумным о занятьях?
44.7. Тебя спрошу:
прямо скажи, Ахура!
Кто сотворил
со Властью Здравомыслье?
Кто сделал, сын
отцу чтоб зарождался?
Я этими
вопросами, о Мазда,
Познаю Дух
Святой Создателя всего.
Гаты Заратуштры. Перевод с авестийского И.М. Стеблин-Каменского. СПб., 2009. С. 98-102
Как известно, первым монотеистическим текстом в Танахе является Второисайя (Ис. 40-55): «Прежде меня не было бога, и после меня не будет» (Ис. 43, 10); «Я первый, и я последний, и кроме меня нет бога» (Ис. 44, 6); «Я Яхве, и нет иного; нет бога кроме меня» (Ис. 45, 5) и т.д. Точное время жизни еврейского автора, условно обозначаемого этим именем, неизвестно, но о нем можно сделать некоторые предположения. Второисайя упоминает о победах персидского царя Кира Великого (558-530 гг. до н.э.) и его повелении построить в Иерусалиме храм: «[Яхве] говорит о Кире: пастырь мой, и он исполнит всю волю мою и скажет Иерусалиму: “ты будешь построен!” и храму: “ты будешь основан!”. Так говорит Яхве помазаннику своему Киру: я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю». (Ис. 44, 28; 45, 1-2). Вавилон был завоеван персами в 539 г. до н.э., соответственно, этот год является terminus post quem для творчества Второисайи.
Можно предполагать, что отголоски текста указа Кира о строительстве храма в Иерусалиме дошли до нас в составе Книги Ездры: «В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Яхве из уст Иеремии, возбудил Яхве дух Кира, царя Персидского; и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Яхве, бог небесный; и он повелел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (Ездр. 1, 1-2). Еврейский текст, видимо, довольно точно передает подлинные слова Кира, как об этом допустимо судить по выражениям «дал мне все царства земли» и «бог небесный», которые встречаются в иранских текстах. Однако можно с уверенностью утверждать, что в оригинальном указе упоминался отнюдь не Яхве, а Ахура Мазда, как о том свидетельствуют дошедшие до нас документы персидских царей, например, «антидэвовская надпись» Ксеркса, составленная в 486-480 гг. до н.э.: «Бог великий Ахура Мазда, Который создал эту землю, Который создал это небо, Который создал человека, Который создал благоденствие для человека, Который сделал Ксеркса царем, единым над многими царем, единым над многими повелителем». Соответственно, и храм в Иерусалиме Кир приказал построить не Яхве, а Ахура Мазде.
Восторженное отношение Второисайи к Киру свидетельствует о том, насколько глубокое влияние зороастризма испытывали на себе в эту эпоху иудеи - вплоть до прямого отождествления Яхве с Ахура Маздой. Трудно отделаться от впечатления, что описывая творческую деятельность Яхве Второисайя находился под прямым влияниям Гат, в частности, процитированной выше Ясны 44: «Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис. 40, 22); «Кто сделал и совершил это? Тот, кто от начала вызывает роды» (Ис. 41, 4); «Так говорит бог Яхве, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Ис. 42, 5); «Я Яхве, который сотворил все, один распростер небеса и своею силою разостлал землю» (Ис. 44, 24); «Я создал землю и сотворил на ней человека; я - мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон я» (Ис. 45, 12) и т.д.
В допленном иудаизме безраздельно господствовало представление о Яхве как исключительно племенном божестве евреев, а существование других богов никогда не отрицалось. Решительный отказ от этой традиции в пользу представления о Едином Боге-Творце произошел у евреев под прямым влиянием иранских зороастрийцев, которые придерживались его к тому времени уже по меньшей мере полтысячи лет, если не всю тысячу. Мнения ведущих иранистов о месте и времени жизни Заратуштры: «Исходя из содержания и языка сложенных Зороастром гимнов, теперь установлено, что в действительности он жил в азиатских степях к востоку от Волги… Можно, таким образом, осмелиться лишь предположить, что Зороастр жил между 1500 и 1200 гг. до н.э.» (Мэри Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1988. С. 3, 27); «Время и место его деятельности осторожнее всего было бы наметить так: рубеж 2-го и 1-го тыс. до н.э., предгорные области Центральной Азии в самом широком понимании (от Южного Урала до Саяно-Алтая, включая, разумеется, и собственно среднеазиатские: Тянь-Шань, Памиро-Алай, Гиндукуш, Копетдаг и т.д.)» (Гаты Заратуштры. Перевод с авестийского И.М. Стеблин-Каменского. СПб., 2009. С. 20).
Но монотеизм все равно принесли в мир евреи, ага-ага…
Ариохристианство