Apr 13, 2021 17:20
В каббале свиток Торы - это символ уда Бога, а корона на свитке - венчик этого уда:
«…Корона Торы отождествляется с венчиком membrum virile, который раскрывается в ходе ритуала обрезания… Свиток Торы приобретает определённо фаллический характер в каббалистических документах, и сама корона должна рассматриваться в свете этого символизма. То есть, корона свитка Торы символически соответствует венчику фаллоса…» (p. 20)
«В более сложном символизме лурианской каббалы можно всё же отчётливо видеть, что свиток Торы есть символ мужского атрибута божества. Хайим Виталь (1543-1620) пишет, что “Свиток Торы - это Yesod de-’Abba’ (Уд Отца), который именуется Письменной Торой, форма свитка - это растянутый вав”. Используя этот символизм, выдающийся ученик Исаака Лурии (1534-1572) следующим образом объяснял извлечение Торы из ковчега и последующее раскрытие свитка: “Сначала происходит открытие ковчега, и это дело самого Зеир анпина, который выходит, чтобы выпустить из своего тела Yesod de-’Abba’ (Уд Отца), который находится внутри него. После этого происходит раскрытие самого свитка Торы, и это есть тайна исхождения Yesod de-’Abba’ (Уда Отца), который именуется свитком Торы…” (Sha‘ar ha-Kawwanot, 48d)» (p. 21)
Венчик уда Бога - это Шхина:
«Венчик фаллоса символически соответствует женской Шхине - соотношение, которому способствует тот факт, что слово ‘aṭarah “корона” является техническим названием венчика, а также одним из обозначений Шхины» (p. 88)
«Изображение Шхины в качестве венчика фаллоса Эйн-софа присутствует в более ранних каббалистических источниках, которые, несомненно, послужили основанием для лурианских сочинений. См., например, Тиккуней Зогар 10, 24b: “Когда [Шхина] восходит к Эйн-софу, она есть йод на голове алефа. Через что она восходит? Через средний столп, который есть вав. [Она есть] венец на его голове, когда она восходит… О ней сказано: Добродетельная жена - венец для мужа своего (Притч. 12, 4)”. Восхождение Шхины к Эйн-софу через Тиферет преображает её в йод на голове алефа, под чем должен пониматься венчик фаллоса» (p. 231)
Восстановление (тиккун) правильного порядка вещей в мире - это возвращение Шхины в качестве венчика на уд Бога, который каббалисты созерцают в своих мистических видениях:
«…В каббалистических текстах, что особенно заметно по зогарическому корпусу, высший мистический опыт созерцания женской Шхины преображается в зрительный образ открытого венчика фаллоса» (p. 107)
«Но если женская Шхина на самом деле превращается в ‘aṭeret berit (венчик фаллоса), что это говорит нам о сексуальном качестве влечения мистиков к Шхине? Фаллоцентризм каббалистического символизма настолько определяет гендерную перспективу, что женское сводится до аспекта мужского. Не подразумевает ли логика мифа, что божественный уд есть конечная цель зрительного созерцания и мистического общения каббалистов?» (p. 107-108)
Пророк иудейского мессии Шабтая Цви Натан из Газы отождествлял мессию с венчиком уда Бога:
«В том же самом сочинении (т.е. “Деруш ха-таниним” - “Трактат о драконах”) Натан изображает Шабтая Цви как ноги Бога (на основании Исх. 24, 10), которые, в свою очередь отождествляются с “венчиком фаллоса Отца” (‘aṭeret yesod ’abba’). Когда это божественное свойство восходит, оно занимает положение короны на голове мужской силы (‘aṭeret ba‘alah согласно Притч. 12, 4). Таким образом, мессианская фигура изображается как венчик фаллоса, который поднимается, пока не будет бытийно включён в высочайшие сферы Божества… В другом месте Натан говорит, что явление Мессии представляет возврат женского в мужское: “Корень Царя Мессии находится в венчике фаллоса Отца (‘aṭeret yesod ’abba’)… и место Мессии, сына Давидова… в ‘Aṭarah (Венце), он есть венчик фаллоса Зеира (‘aṭeret yesod di-ze‘eir)”…» (p. 231-232)
Цитаты из: Elliot R. Wolfson. Circle in the Square: Studies in the Use of Gender in Kabbalistic Symbolism. Albany, 1995
ИВХ