Исторический контекст «еврейского завоевания Ханаана»

Sep 04, 2014 21:40

Сторонники историчности еврейской Библии, в том числе описанного в ней завоевания евреями Ханаана, очень плохо знакомы с событиями на Ближнем Востоке в соответствующую эпоху. Например, они упускают из виду, что в течение четырёх столетий, примерно с 1500 по 1100 гг. до н.э., Ханаан входил в состав Египта. Библейская эпоха судей традиционно датируется примерно 1200-1000 гг. до н.э., соответственно, предшествовавшее ей еврейское завоевание должно было прийтись на самый разгар египетской власти в Ханаане. Т.е., убежав из Египта и прибыв в Ханаан, евреи попали бы обратно в Египет. Однако ни малейших упоминаний о египетском присутствии в рассказах о завоевании Ханаана еврейская Библия не содержит. Это уже само по себе свидетельствует, что эти рассказы сочинялись и записывались через много столетий после эпохи, которую они якобы отражают, когда память о её подлинных обстоятельствах уже полностью стёрлась. Вспомним вкратце основные факты египетско-ханаанских отношений в эпоху Нового царства (ок. 1550-1070 гг.).

Уже основатель XVIII династии Яхмос, изгнавший из Верхнего Египта гиксосов, совершил поход в южный Ханаан и взял там крепость Шарухен (ок. 1550 г.). Однако настоящее подчинение египтянами этих земель началось при втором преемнике Яхмоса - фараоне Тутмосе I (1520-1492), который со своим войском прошёл всю Сиропалестину и на берегу среднего Евфрата нанёс поражение царю Митанни. Сын Тутмоса I Тутмос II (1492-1479) совершил поход против палестинских кочевников. Окончательное установление египетской власти над Ханааном состоялось при сыны Тутмоса II Тутмосе III (1479-1425). На 22-м году своего правления он одержал под Мегиддо победу над коалицией ханаанских царей, потом почти каждый год совершал походы в Сиропалестину, на 33-м году одержал крупную победу над Митанни и перешёл Евфрат, на 35-м году опять одержал победу над Митанни у города Араны и взял город Кадеш, распространив тем самым египетскую власть до севера Сирии.

Сын Тутмоса III Аменхотеп II (1425-1400) на 7-м году своего правления дошёл до Кадеша и привёл его население к присяге, потом повторил свой поход на 9-м году правления. Сын Аменхотепа II Тутмос IV (1440-1390) последним из царей XVIII династии дошёл до Евфрата и заключил мир с Митанни, взяв в жёны дочь её царя Артадамы. Внук Аменхотепа II Аменхотеп III (1390-1352) никогда не совершал походов в Сиропалестину, ограничиваясь лишь посылкой туда египетских отрядов для наведения порядка. Такой же политики придерживался сын Аменхотепа III Аменхотеп IV (Эхнатон) (1352-1334). А тем временем над сиропалестинскими владениями Египта сгущались тучи - в Ханаане набирало силу движение мятежников-хапиру, а на северную Сирию постепенно распространяли свою власть хетты. Положение особенно осложнилось в годы смуты, последовавшей за смертью фараона-реформатора Эхнатона, когда на египетском престоле сидели Семнехкара, Тутанхамон и Эйе.

Положивший конец смуте фараон Хоремхеб (1320-1292) совершил несколько походов в Сирию для восстановления там египетской власти - в списке его побед значатся Кадеш, Катна, Угарит, Арцава и Хатти. Возможно, он заключил мир с хеттским царём Мурсилисом II. Хоремхеба на египетском престоле сменил основатель XIX династии Рамсес I, правивший всего два года. Его сын и преемник Сети I (1290-1279) уже в 1-й год своего правления вёл войну против кочевников на юге Палестины, позднее на севере одержал победы над Хаматом, Бет-Шеаном и Иеноамом. Разбив хеттов и взяв Кадеш (где была найдена плита с изображением Сети перед египетскими и сирийскими богами), он утвердил египетское господство в южной и средней Сирии.

Сын Сети I Рамсес II Великий (1279-1213) вынужден был вновь вести ожесточённые войны за Сирию с державой хеттов. Наиболее знаменитым их событием была битва под Кадешем, состоявшаяся на 5-м году правления Рамсеса и закончившаяся его победой. На 8-м году своего правления Рамсес подавлял антиегипетское восстание, охватившее всю Сиропалестину. Египтянами были замирены Ашкелон, Моав, Акка, Иеноам и Дапур, однако нанести решительное поражение хеттам они так и не смогли. На 21-м году правления Рамсеса Египет и Хатти заключили мир, согласно которому Ханаан и южная и средняя Сирия оставались египетскими владениями, а северная Сирия перешла под власть хеттов. Установившийся таким образом в Сиропалестине мир, по всей видимости, продлился до конца долгого царствования Рамсеса II. Его сын и преемник Мернептах (1213-1203), прославившийся в основном войной с ливийцами, подавил антиегипетское восстание в Ханаане, о котором будет подробнее сказано ниже.

Нам почти ничего не известно о положении в Сиропалестине при ближайших преемниках Мернептаха - его сыне Сети II, Аменмесесе, Саптахе, вдове Сети II Таусерт и основателе XX династии Сетнахте. Тем временем к границам Египта приблизились «народы моря», уже разрушившие на своём пути хеттскую державу. Сын и преемник Сетнахта Рамсес III (1186-1155) на 8-м году своего правления нанёс им сокрушительное поражение в Ханаане. Он также совершил успешные походы на Эдом против кочевников и на бывшие владения хеттов в северной Сирии. По-видимому, при Рамсесе III владения Египта на севере достигли границ Тутмоса III, если не распространились ещё дальше. Ханаан был под полным египетским контролем, в нём высились египетские крепости и храмы, целые города считались собственностью бога Амона. Крупнейшие египетские гарнизоны располагались на юго-западе Ханаана - в Газе и на его северо-востоке - в Бет-Шеане. Они охраняли две главные стратегические дороги - Путь Гора, шедший вдоль морского побережья, и Царский путь, шедший вдоль Иордана.

После смерти Рамсеса III власть Египта над Сиропалестиной стала слабеть и постепенно сошла на нет. К сожалению, подробности этого процесса не отражены в источниках. В Мегиддо было найдено подножие изваяния Рамсеса VI (1145-1137). Судя же по рассказу жреца Унуамона о его плавании из Фив в Библ за кедровой древесиной для священной ладьи Амона, состоявшемся в конце правления последнего фараона XX династии Рамсеса XI (ок. 1080 г.), к этому времени египтян в Ханаане уже ни во что не ставили.

Административное деление египетских владений в Сиропалестине в эпоху Эхнатона



За весь этот период события в Ханаане известны нам лучше всего в годы правления Эхнатона (1352-1334). Обязаны мы этим Амарнскому архиву - дипломатической переписке этого египетского царя, обнаруженной в развалинах Эль-Амарны - бывшей столицы Эхнатона Ахетатона. После смерти фараона-реформатора египетский двор покинул Ахетатон, бросив там в числе прочего 350 писем, полученных Эхнатоном от его сиропалестинских подданных. Из этих документов мы можем узнать, например, что население Ханаана в этот период было довольно этнически пёстрым: из упоминаемых в них имён примерно 40 процентов имеют семитское происхождение, 35 процентов - хурритское и 20 процентов - индоевропейское. Хурриты были выходцами с Армянского нагорья, говорившими на кавказском языке, к которому из ныне существующих ближе всего языки нахско-дагестанской группы.

С начала II тысячелетия хурриты стали расселяться по Верхней Месопотамии и дальше на юго-запад. В Сиропалестине роль их этнического элемента выросла настолько, что египетские источники к концу Нового царства стали называть всю эту землю «Страной Хурри». Царь, который правил Иерусалимом во времена Эхнатона, тоже был, по-видимому, хурритом, по крайней мере отчасти. Об этом свидетельствует его имя - Абди-Хепат, которое состоит из западносемитского слова «абди» (раб) и имени хурритской богини Хепат. Эта богиня, изображавшаяся в виде коровы, была супругой главы хурритского пантеона - бога грозы Тешуба, изображавшегося в виде быка. В Амарнском архиве сохранилось 6 писем Абди-Хепата Эхнатону. Однако археологических остатков Иерусалима XIV в. до н.э. до сих пор не найдено, и историки полагают, что резиденция Абди-Хапата была вряд ли чем-то большим, чем укреплённой усадьбой, располагавшейся вблизи ручья Гихон.

Настенная роспись из дворца в хурритском городе Нузи с изображением Хепат в виде коровы и Тешуба в виде быка



Примечательно, что Амарнская переписка не содержит никаких упоминаний об Израиле. Самое раннее (и вообще единственное) упоминание об Израиле в древнеегипетских источниках содержится в надписи на стеле из храма фараона Мернептаха (1213-1204) в Фивах. Надпись посвящена в основном победе Мернептаха над ливийцами, но в конце содержит приписку о подавлении антиегипетского мятежа в Ханаане («Хурри»): «Уведён Ашкелон, схвачен Гезер, Иеноам сотворён несуществующим, Израиль пуст, нет его семени (или зерна) (ysrỉ’r fkt bn prt.f), Хурри стала вдовой для Египта». Города Ашкелон и Гезер находились на юго-западе Ханаана, местонахождение Иеноама точно не известно, но полагают, что он располагался у Галилейского моря. Упоминаемый на стеле Мернептаха Израиль было бы логично поместить между ними - где-то в Нагорной стране, где спустя несколько столетий возникло Израильское царство. В отличие от названий Ашкелона, Гезера и Иеноама, сопровождающихся в египетском тексте детерминативом, обозначающим город, за словом ysrỉ’r, предположительно передающим семитское ysr’l («Израиль»), следуют изображения метательной палки («чужестранцы»), сидящих на корточках мужчины и женщины («племенное объединение») и трёх вертикальных чёрточек («множество»).

Стела Мернептаха



У людей, верящих в рассказ еврейской Библии о завоевании Израилем Ханаана, нет другого выбора кроме как признать, что ко времени Мернептаха Израиль уже пришёл в Ханаан (я, со своей стороны, как я уже ранее говорил, считаю, что Израиль был местным ханаанейским племенным объединением и ниоткуда не приходил). По вопросу о том, когда именно он туда пришёл, выбора у них тоже немного. Книга Исход (1, 11) утверждает, что исход евреев из Египта состоялся после строительства города «Раамсес», который может быть только городом Пер-Рамсес - новой столицей Египта, построенной Рамсесом II на месте бывшей гиксосской столицы Авариса. Т.е. исход должен был состояться в правление именно этого фараона. Отговорки про «какого-то неизвестного фараона», которые иногда можно слышать, неприемлемы, потому что никаких «неизвестных фараонов» между Рамсесом II и его сыном Мернептахом в Египте не было. Т.е. именно Рамсес II вместе со своим войском должен был погибнуть в волнах Чермного моря.

Однако проблема заключается в том, что исторический Рамсес II благополучно процарствовал 66 с лишним лет и мирно скончался в своей постели в крайне почтенном для своего времени 90-летнем возрасте. Он пережил почти всех своих сыновей и к моменту смерти правил подданными, почти все из которых родились при его жизни. Мумия Рамсеса II была захоронена в гробнице в Долине царей, а в настоящее время выставлена в Национальном музее Каира. Построенные им грандиозные архитектурные памятники до сих пор украшают собою Египет. Его правление было вершиной могущества египетской державы. Невозможно было бы найти более неудачный период для заявления торжества еврейского бога над Египтом, чем правление исторического Рамсеса II.

(Кстати, уже давно было замечено, что Рамсес и его «антагонист» Моисей - в определённом смысле тёзки. Имя «Моисей» (евр. Moše) выглядит как усечённое египетское царское теофорное имя. Имена с этим компонентом, означающим по-египетски «родил(ся)», были популярны у царей Нового царства. Поскольку египетские фараоны считались богами и детьми богов, им давали соответствующие имена - Тутмос (Дхут-масэ - «Тот родил(ся)»), Рамсес (Ри‘-масэ-са - «Ра родил его»), Аменмесес (Амун-масэ-са - «Амон родил его»). Имя Моисея, по всей видимости, является таким теофорным именем, из которого выкинули имя бога.)

Не менее фантастичным, чем гибель Рамсеса II с войском в водах Чермного моря, выглядит завоевание евреями Ханаана в его правление. Как было сказано выше, Ханаан в это время находился под полным контролем Египта, на севере египетская власть простиралась до центральной Сирии. «Царский путь», проходивший к западу от Иордана, защищался египетскими гарнизонами, самый крупный из которых находился в Бет-Шеане. В этих условиях вторжение из Заиорданья кочевников и завоевание ими Ханаана выглядит совершенно невозможным, не говоря уже о том, что оно не отмечено ни в каких египетских источниках. Положение в сиропалестинском регионе в царствование Рамсеса II один из египетских текстов описывает так: «Если отправляются мужчина или женщина по своим делам в Сирию-Палестину, достигают они земли Хатти безбоязненно, потому что велико могущество Его [Величества]». Судя по тому, что мы знаем, этот текст является описанием реального положения дел, а не пустым бахвальством.

В заключение вкратце о том, как, по моему мнению, было на самом деле. Израиль был местным ханаанейским племенным объединением. На его землях расселилось некоторое количество аморейских кочевников из Заиорданья, принёсших с собой достоверно аморейские племенные родословные, память о проживании предков на востоке нильской дельты, культ бога Яхве и т.п. Расселение это было в основном мирным и длительным, заняв несколько десятилетий, если не столетий. Завоевание Ханаана Израилем, как оно описано в еврейской Библии, есть поздний художественный вымысел.

Я очень рад, что в православии арийская аллегорическая экзегеза александрийской школы победила в своё время семитский буквализм антиохийцев и восприятие Ветхого Завета как описания реальных исторических событий для православного христианина обязательным не является.

Религиозная история, Яхвизм

Previous post Next post
Up