«Армянская сеть» от политолога Игоря Мурадяна и некоторые мысли

Oct 05, 2010 09:14


Хорошая идея - это как беременность - если она сформулировалась - далее невозможно ее игнорировать, и что-то непременно "родится".

Фраза от политолога Игоря Мурадяна: "...Перед Арменией стоит задача стать важным региональным фактором и серьезным партнером мировых центров. Это возможно, если «армянская сеть», потенциал которой превышает возможности некоторых государств, реорганизуется. Ряд государств пытаются нивелировать влияние «армянской сети». Это им не удается, но и армянские реалии пока не пытаются реорганизовать структуры сети. Мы теряем время, не ставим конкретные задачи, но есть предпосылки, что новые структуры, которые сейчас создаются, начнут более обширную и эффективную деятельность..."

http://www.lragir.am/russrc/politics15585.html

Мне нравится понятие "армянская сеть". В отличие от всяких таинственных организаций типа масонов и т.д. нужно сформулировать открыто суть армянской сети. Она преследует цель защитить и развить Армению и армянство и этим ее амбиции заканчиваются. Ни "мессианства", ни божественной или другой "избранности", ни "владения миром", ни другой скрытой подоплеки. Это естественное право народа.

Армения это "поздний, слабый и единственный ребёнок" армянства. И мы должны любить ее какая она есть, при этом помогать и направлять, чтобы она "выросла" и стала нашей опорой. Не поощрять, но и не обижаться на нее за "детское поведение". Этот "ребёнок" объединяет нас и не дает потерять нашу идентичность - пусть и трудно сказать в чем эта идентичность заключается.

Армяне прошлого создали мощную идеологию воссоздания своей государственности. Через ошибки и большие жертвы - эта государственность осуществилась. Вся энергия интеллектуалов прошлого была направлена на эту борьбу - было глупо думать о том что будет после. Нынешнее поколение слабо осознает, что это такое - борьба за государство которого нет, а ведь в начале прошлого века такова была реальность. Но вот это "после" настало и у нас оказалась очень слабая идеология строительства государства. Откуда ей было взяться. Это другая - тоже трудная, но посильная задача.

Учитывая вызовы времени и необходимость в подключении ресурсов диаспоры, нужны новые идеи организации народа наподобие "армянской сети" о которой говорит Игорь. Посмотрите на историю - как идеи меняли мир. Хорошая идея - это как беременность - если она сформулировалась - далее невозможно ее игнорировать, и что-то непременно "родится".

Есть конечно же трудности. Современная повседневная жизнь в диаспоре не оставляет места для благих национальных "порывов". Свободного времени думать о "вечном" все меньше и меньше. С другой стороны появляются новые глобальные каналы информации и общения такие как интернет, спутниковое телевидение, и т.д. которые до некоторой степени компенсируют это. Глобализация как большая мясорубка ломает все устоявшееся - и национальные вопросы переосмысливаются даже большими странами. Армянам диаспоры трудно сохранять свою идентичность через такие "аттрибуты" армянства как "язык" и принадлежность к Армянской Апостольской Церкви.

Мне кажется пришло время ставить во главу угла не язык и не религию, а нашу армянскую идентичность, даже если трудно ее четко сформулировать. Язык и религия - если они есть - делают эту идентичность сильнее и фундаментальнее, но не это должно быть определяющим, поскольку иначе мы будем "терять" диаспору по кусочкам как теряли ее до сих пор. Надо сформулировать наше желаемое видение армянства и Армении и путь как мы туда дойдем.

Нам эта идентичность дана и неправильно отрекаться от нее. Всякие давления сделать это - это своего рода проверка на "слабость". Причем нет необходимости выставлять эту идентичность напоказ. В некоторых странах (как Россия) армянин может заметить "неудобства" связанные с национальной принадлежностью в карьере, поиске спутников жизни, в дружеском кругу и т.д. Причины банальны. Он может быть очень хорошим человеком, но "окружение" смотрит на него через призму своих "комплексов" и устоявшихся неадекватных "штампов". Желает он этого или нет. Это "давление" в принципе разрешается через изменение фамилии (многие идут на это) и иные способы "прятания" своей национальной принадлежности. В этом нет ничего страшного, но для армян это как правило заканчивается потерей своей национальной самоидентификации. Некоторые народы - например евреи - это делают очень умело, при этом у них есть способы "быть видимыми" для своих и "не видимыми" для других - мудрая система защиты. Армянам надо перенимать такой опыт.

Фактически, если отнять у армянина окончание "ян", язык и религию -то многие (не все) перестают быть армянами. Обратите внимание - что у евреев это не так. Это ненормально, что аттрибутика определяет наше сознание. В каком-то смысле армянство диаспоры должно быть "обшественной организацией" или "кастой" в хорошем смысле, где человек может помогать другим или получать помошь если надо, то есть "армянство" должно стать семьей понимающей общие ценности и задачи. Если человек на 25% армянин и живет не в Армении, то он и чувствует себя на 25% армянином даже если не владеет языком, принадлежит другой церкви или является неверующим. То есть такая идентичность не отрицает другую. Эта большая тема, которая требует более детального рассмотрения.
Previous post Next post
Up