Хорошая идея - это как беременность - если она сформулировалась - далее невозможно ее игнорировать, и что-то непременно "родится".
Фраза от политолога Игоря Мурадяна: "...Перед Арменией стоит задача стать важным региональным фактором и серьезным партнером мировых центров. Это возможно, если «армянская сеть», потенциал которой превышает возможности некоторых государств, реорганизуется. Ряд государств пытаются нивелировать влияние «армянской сети». Это им не удается, но и армянские реалии пока не пытаются реорганизовать структуры сети. Мы теряем время, не ставим конкретные задачи, но есть предпосылки, что новые структуры, которые сейчас создаются, начнут более обширную и эффективную деятельность..."
http://www.lragir.am/russrc/politics15585.html Мне нравится понятие "армянская сеть". В отличие от всяких таинственных организаций типа масонов и т.д. нужно сформулировать открыто суть армянской сети. Она преследует цель защитить и развить Армению и армянство и этим ее амбиции заканчиваются. Ни "мессианства", ни божественной или другой "избранности", ни "владения миром", ни другой скрытой подоплеки. Это естественное право народа.
Армения это "поздний, слабый и единственный ребёнок" армянства. И мы должны любить ее какая она есть, при этом помогать и направлять, чтобы она "выросла" и стала нашей опорой. Не поощрять, но и не обижаться на нее за "детское поведение". Этот "ребёнок" объединяет нас и не дает потерять нашу идентичность - пусть и трудно сказать в чем эта идентичность заключается.
Армяне прошлого создали мощную идеологию воссоздания своей государственности. Через ошибки и большие жертвы - эта государственность осуществилась. Вся энергия интеллектуалов прошлого была направлена на эту борьбу - было глупо думать о том что будет после. Нынешнее поколение слабо осознает, что это такое - борьба за государство которого нет, а ведь в начале прошлого века такова была реальность. Но вот это "после" настало и у нас оказалась очень слабая идеология строительства государства. Откуда ей было взяться. Это другая - тоже трудная, но посильная задача.
Учитывая вызовы времени и необходимость в подключении ресурсов диаспоры, нужны новые идеи организации народа наподобие "армянской сети" о которой говорит Игорь. Посмотрите на историю - как идеи меняли мир. Хорошая идея - это как беременность - если она сформулировалась - далее невозможно ее игнорировать, и что-то непременно "родится".
Есть конечно же трудности. Современная повседневная жизнь в диаспоре не оставляет места для благих национальных "порывов". Свободного времени думать о "вечном" все меньше и меньше. С другой стороны появляются новые глобальные каналы информации и общения такие как интернет, спутниковое телевидение, и т.д. которые до некоторой степени компенсируют это. Глобализация как большая мясорубка ломает все устоявшееся - и национальные вопросы переосмысливаются даже большими странами. Армянам диаспоры трудно сохранять свою идентичность через такие "аттрибуты" армянства как "язык" и принадлежность к Армянской Апостольской Церкви.
Мне кажется пришло время ставить во главу угла не язык и не религию, а нашу армянскую идентичность, даже если трудно ее четко сформулировать. Язык и религия - если они есть - делают эту идентичность сильнее и фундаментальнее, но не это должно быть определяющим, поскольку иначе мы будем "терять" диаспору по кусочкам как теряли ее до сих пор. Надо сформулировать наше желаемое видение армянства и Армении и путь как мы туда дойдем.
Нам эта идентичность дана и неправильно отрекаться от нее. Всякие давления сделать это - это своего рода проверка на "слабость". Причем нет необходимости выставлять эту идентичность напоказ. В некоторых странах (как Россия) армянин может заметить "неудобства" связанные с национальной принадлежностью в карьере, поиске спутников жизни, в дружеском кругу и т.д. Причины банальны. Он может быть очень хорошим человеком, но "окружение" смотрит на него через призму своих "комплексов" и устоявшихся неадекватных "штампов". Желает он этого или нет. Это "давление" в принципе разрешается через изменение фамилии (многие идут на это) и иные способы "прятания" своей национальной принадлежности. В этом нет ничего страшного, но для армян это как правило заканчивается потерей своей национальной самоидентификации. Некоторые народы - например евреи - это делают очень умело, при этом у них есть способы "быть видимыми" для своих и "не видимыми" для других - мудрая система защиты. Армянам надо перенимать такой опыт.
Фактически, если отнять у армянина окончание "ян", язык и религию -то многие (не все) перестают быть армянами. Обратите внимание - что у евреев это не так. Это ненормально, что аттрибутика определяет наше сознание. В каком-то смысле армянство диаспоры должно быть "обшественной организацией" или "кастой" в хорошем смысле, где человек может помогать другим или получать помошь если надо, то есть "армянство" должно стать семьей понимающей общие ценности и задачи. Если человек на 25% армянин и живет не в Армении, то он и чувствует себя на 25% армянином даже если не владеет языком, принадлежит другой церкви или является неверующим. То есть такая идентичность не отрицает другую. Эта большая тема, которая требует более детального рассмотрения.