Конфуций: общество делится на «благородных мужей» (элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям.. первые следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде.
Размышляя над причиной сложных отношений народа и элиты в Армении, обратился к Wikipedia. Раскрыто неплохо - учитывая что тема очень большая. Нет страны, где элита идеальна. Там, где все хорошо, как правило нет особенно сложной идеoлогии и элита это управляющая каста того или иного типа. Там, где социум существует в очень сложных условиях - идеология играет большую роль для большей мобилизации, и там ожиданий от элиты значительно больше. Причина этого в том, что идеология предполагает некоторое добровольное служение общему, и для простого смертного кто как не элита должна показывать пример. Элита эволюционирует и воспроизводит себя и свою идеологию, и в целом элита каждого социума уникальна при наличии некоторых закономерностей. Справедливо или нет, судя по всему, в Армении преобладает понимание элиты "идеологического" типа близкое к описанию Платона и Конфуция (внизу), и проявляется недовольство, когда реальная элита не соответствует этому идеализированному представлению. Wikipedia:
Источник 1. "Элита (от лат. electus, англ. фр. elite - избранный, лучший) - в социологии и политологии - неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению."
Источник 2. Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи - наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту - это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера.
Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, - сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев..». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит.
А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. ... Идеи Н. Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.