Мысли о вере

Dec 07, 2010 07:32


Истинное является источником силы. Просто потому, что оно как зрение - помогает видеть и понимать лучше себя и окружающее. Но в отличие от зрения оно не дано просто так, а требует внутренней работы чтобы постичь её.

Жизнь ушла значительно вперед, люди мыслят иначе чем много лет назад. То что было понятно в прошлом сегодня вызывает много вопросов и сомнений. Очень много информации вокруг, это размывает границы истинного и все кажется достаточно преходящим. Ложь часто торжествует поскольку нет суда осуждающего её. Из-за лжи, преходящих ценностей, и манипулирования сознанием многим не под силу увидеть истинное. Но мне кажется, что правильно сформулированная истина непобедима - она распознается интуитивно теми кто нуждается в ней. В противоположность некоторым заблуждениям - истинное является источником силы. Просто потому, что оно как зрение - помогает видеть и понимать лучше себя и окружающее. Но в отличие от зрения оно не дано просто так, а требует внутренней работы чтобы постичь её. Поэтому вместо того чтобы тратить силы на борьбу с "ветряными мельницами", важнее раскрывать истинное - поскольку оно преумножает силу.

Именно в этом контексте следующие размышления о восприятии веры, без цитирования Библии. Какой бы гениальной книгой не была Библия, слово не может быть безупречным носителем мысли. Но Библия "наводит" на истинное понимание веры, через образы, и иногда даже противоречивые описания. В поддержку сказанного, обратите внимание на то, что история Иисуса рассказана несколькими авторами по-разному. Было также много неканонических текстов. Для некоторых - это противоречие, для меня это подтверждение сказанного. Истинное может восприниматься по разному разными людьми, но поскольку это в некотором роде об одном и том же в разных ипостасях, эта кажущаяся разноголосица "навевает" её понимание с "разных точек зрения". Это не есть математический текст, где всё должно сходиться. (В конце II века н. э. для указания на то, что различия между Евангелиями не нарушают единства христианского вероучения, священномученик Ириней Лионский говорит о них, как о едином Евангелии, данном христианам в четырех видах). Судя по всему, Иисус сумел донести что-то очень важное до людей, это взбудоражило и задело массы, и библейские авторы постарались по-своему это передать. Одним словом, Библия - это "слово" об истинном, а не "носитель" истинного. Церкви - это "институты пересказывания" об истинном. Они не "владеют" истиной, а всего лишь несут в массы свое понимание. Точно так же как неправильно противопоставлять одного библейского автора другому, точно также неправильно противопоставлять церкви друг другу, поскольку каждая из них расказывает одно и тоже по-своему. Потому что истинное слишком велико по масштабу, чтобы "вместиться" в узкую конкретную церковную догматику. Речь идет по крайней мере о традиционных церквах.

Религия - это "вера". Если отправляться в путь, не веря что дойдёшь - можно действительно ходить кругами и заблудиться. Вера - это не есть уверенность на пустом месте. Вера это свет фонаря который показывает дорогу. Возможно человек не раз просил бога о помощи и получал ее и это укрепило его в вере. Возможно он возверовал через потрясшее его событие или что-то другое. Некоторые говорят, что вера это перекладывание ответственности со своих плеч. Скорее наоборот - вера помогает решать проблемы и "находить то, что ищешь", потому что нельзя достичь цели без упорства, и нет упорства без веры.

Религия - один из механизмов регулирования общества. Она более или менее универсализирует ценности и образ жизни, что делает людей предсказуемыми друг для друга. Пусть многие не идеальны, но в целом религия исторически определяла "приемлимые" правила общежития. Общество "без правил" - это хаос.

Как это не звучит парадоксально, атеисты - тоже верующие люди. Они верят в нечто свое - материальное или не материальное, что по своему ведёт их по жизни. Мы все верим в "истинное", для одних оно проявляется одним способом, для других другим. Через веру в бога или веру в "знание", или и в то и в другое, и т.д.

Что бы не говорили - сегодня христианство ассоциируется с терпимостью несмотря на "болезни роста" в прошлом. Христианство - это любовь или снисхождение. Снисхождение это не слабость - а понимание "слабости", понимание - но не потакание. То есть снисхождение - это "взрослое" реагирование на всякие проявления жизни, ограждение "внутреннего мира" от всяких страстей "внешнего".

Армянский народ прошел через большие жертвы во имя своей религии (ААЦ). Пусть как "институт" армянская церковь (ААЦ) несовершенна как и все прочие церкви, но важно то, что она потенциально способна нести в народ "слово" об истинном. Пожалуй, многим не так важны догматические различия ААЦ по отношению к другим церквам (смотри выше). Но ААЦ дает своим последователям возможность некоего приобщения к "истинному" в обществе таких же как они. Традиция церковной службы упорядочивает общинную жизнь, особенно в диаспоре. Мне кажется что люди иногда забывают что церковь - это не политическая структура, у нее нет механизмов и ресурсов "строить" общество. Она лишь элемент общественной жизни, который может взять на себя часть нагрузки нравственного воспитания. Государство может вовлечь церковь в преподавание нравственности в школах (не религии). Это также поддержит финансово религиозный институт и повысит ее авторитет, поскольку сегодня церковь отдалилась от простых граждан и иногда ассоциируется только с обрядами.
Previous post Next post
Up