О причинах армянского кризиса и элементы проекта "Будущее"

Feb 20, 2011 14:27


Интересное интервью с Гарегином Чукасзяном в Анив-е. Часто цитирую этот журнал - спасибо Карену Агекяну и его коллегам за их работу. http://www.aniv.ru/all_numer/n33/st2/index.htm

Гарегин рассуждает о новом "двигателе" для нашего народа. В целом не все еще однозначно понятно, но идеи на стадии дискуссии и возможно в скором времени дойдут до кондиции. Хотелось бы поделиться похожими соображениями.

Однозначно согласен с Гарегином, что образование и письменность сыграли большую роль в жизни народа. Более того, немного с другой точки зрения - грамотность и образованность сыграли огромную роль в сохранении нашего народа.

В течение веков отсутствия армянской государственности, доминирующей "успешной философией" завоевателей-турков - была нажива, грабеж, завоевание, закабаление, доминирование, и т.д, но никак не образование. Имеется ввиду массовое сознание. Стремление армянского мира к "цивилизованности" через по крайней мере минимальную грамотность благодаря церкви создавало чувство "исключительности" на фоне "варваров-завоевателей". И хотя человеческие слабости не были чужды армянскому миру, в целом это чувство более развитого народа помогло армянам сохраниться в условиях принуждения к ассимиляции и к смене религии через большие налоги и бесправие.

Феномен "исключительности" как известно используется и еврейским миром для самохранения, и опосредованно чувство принадлежности к "более развитой" цивилизации помогло армянам сохраниться под турецким владычеством.

С точки зрения экономического фактора, грамотность и способности к традиционным ремеслам помогали армянам успешно выживать в городской среде, в то время как большая часть армянского населения были крестьянами, и для них экономикой был их традиционный уклад земледелия и животноводства, и люди надеялись только на свое усердие чтобы прокормить себя.

Что же происходит сейчас, и почему армянский мир столкнулся с беспрецедентными трудностями.

1. В современном мире многие народы осознали важность грамотности и образования. Оно стало массовым повсеместно. Мир глобализировался и армяне не могут себя считать более "цивилизованным" народом в среде других народов на основании "большей" образованности. Идея "исключительности" основанная на "продвинутости" более не является "сохраняющим" и "объединяющим" фактором для армянского мира. Армянские школы повсеместно закрываются не выдержав конкуренции с "индустрией" образования стран проживания.

2. Традиционные ремесла ушли в прошлое с развитием индустрии и технологий, и передающиеся из поколения в поколение секреты этих ремесел тоже не являются сплачивающим фактором и фактором "особых" умений и талантов народа.

3. Крестьянский уклад жизни был разрушен в советское время. Огромное количество соотечественников, которым ничего не нужно было от властей для проживания кроме земли, и которое само кормило всех, превратилось в армию урбанизированных людей, которые требуют работы и достойных условий жизни в сложном урбанизированном мире.

4. В условиях быстро развивающегося мира, с новыми технологиями, с высокими образовательными стандартами, люди не успевают учиться новому и рано или поздно вливаются в ряды "полу-образованных", "частично-умелых" людей, которые не пригодны для современной индустрии на очередном витке развития. Они становятся перманентно недовольными гражданами требующими от государства того что оно часто не может дать - работы. Сравните это с крестьянином, у которого всегда была работа и которому все было однозначно понятно и без государства. Государство только могло собирать с них больше или меньше налогов.

Итак произошли громаднейшие цивилизационные изменения, которые превратили привлекательный "армянский проект" основанный на некоторой цивилизационной исключительности в "неконкурентный". И на этом этапе безусловно нужно переосмыслить ситуацию и включить новые "двигатели", которые сделают "армянский проект" конкурентно-способным на новом уровне. Все отрицательное, например эммиграция, падение нравственности, коррупция, падкость на материальное и т.д. - это следствие потери фактора сплоченности на основе исключительности своих ценностей. В условиях когда "наше" более не является высоким стандартом, каждый перенимает то, что ему привлекательно, и отрицательные процессы - это следствие этого хаоса.

В чем же заключается проект "будущее"?

1. Надо возродить массовый "самодостаточный" класс производителей наподобие крестьянства и ремесленников прошлого, который "прикреплял" народ к родной земле, и не требовал бы от государства ничего кроме как "не мешать". Это собственно сельское хозяйство и малый бизнес. Малый бизнесс это реинкарнация ремесленного дела в современных условиях.  В условиях быстро развивающегося и потому достаточно нестабильного мира, такой самодостаточный класс станет хребтом экономики, поскольку менее подвержен инерции государства реагировать на современные вызовы. Это направление основывается на конкурентоспособных способностях нашего народа - трудолюбие и смекалку.

2. Правительству не надо копировать "структуры" больших стран для управления хозяйством. Одно дело руководить 3-миллионной страной, другое 300-миллионной, и это совершенно разные вещи. Это такая же разница как растить одного ребенка, десять или сто, чтобы стало понятно всем. Можно оптимизировать структуру управления минимизируя бюрократию, что к примеру и делает вполне успешно Грузия.

3. Для конкурентоспособности в области современных технологий, образовательных и других ресурсов 3-х миллионной страны не достаточно. Здесь надо (1) интегрировать образовательные процесс страны в "общемировой"; и (2) пользоваться возможностями нашей диаспоры как это успешно делают Китай, Индия, и т.д. Идея простая. Вместо того, чтобы учить тому что не умеем и соответственно нет для этого подходящих местных кадров - отправьте студентов учиться там, где это умеют; или же вовлеките наших соплеменников в диаспоре, которые работают в этой области. Совершенно не обязательно учить всему в условиях постоянно меняющейся коньюктуры, создавая ненужный балласт бюрократии образования.

4. Другие новые идеи, даже кажущиеся чересчур смелыми. Япония, Сингапур, и т.д - все они использовали конкретные "новые" идеи для своих прорывов. Идеи Гарегина упомянутые выше. В одной из моих предыдущих статей постарался продемонстрировать пример "инновационного" мышления - не как решение, а как пример существования возможностей: http://aram-hakopian.livejournal.com/35043.html.

Это только очевидные соображения, которые надо далее продвигать, дополнять, и т.д.
Previous post Next post
Up