"Воинствующие разбойники" и армяне

Jun 21, 2011 23:45


В контексте переговоров между Арменией и Азербайджаном, читая армянскую и азербайджанскую прессу, подумалось о следующем.

Чем объясняется некая усталость армянина от ситуации "ни-войны-ни-мира", в то время как азербайджанец день и ночь твердит о войне? Ведь в свое время победил армянин причем разгромно, что же движет азербайджанцем?

Объяснение в следующем. Армянин - храбр, но не воинственен. Армянину свойственна тяга к мирной жизни, его религия проповедует смирение и прощение, его прошлая история полна трудностей и изнурительного желания жить по своим законам, чтобы другие не лезли и оставили его в покое. В определенные моменты истории загнанный обстоятельствами армянин вел себя героически, отстаивал свое с оружием в руках пусть и большой кровью, и не было ему равных в этом. Армянин современной эпохи это хороший воин, он способен вести себя героически. Героизм армянина исходит от идеализма воспитания, защиты справедливости и достоинства. Несмотря на всплески героического армянин со временем уставал от несвойственной ему воинственной роли. Героизм и храбрость не эквивалентны воинственности.

Воинственность же означает стремление жить за счет других. Отбирать добычу переигрывая других: оружием, хитростью и обманом, коварством и подкупом. Это вполне себе образ жизни который выгоден. В отличие от героизма воинственность направлена на "приобретение" а не "отдавание", и как образ жизни он не изнуряет, в нем есть определенный смысл длительного существования.

В свое время банды-племена тюркского происхождения, предки азербайджанцев, вторглись в наши края. Воинственность в вышеупомянутом значении была их образом жизни. В отличие от местных жителей которым надо было мобилизовываться, чтобы отстаивать свое, грабеж посредством оружия был их стихией и образом жизни. И там где традиционные общества были слабы и раздроблены, они смогли утвердиться хозяевами, ассимилировать большую долю местного населения, отобрав их женщин и превращая их детей в своих воинов, а где и просто превратив местных в своих рабов и прислужников и постепенно ассимилируя их.

Обратите внимание что этим племенам не надо было быть храбрецами-героями, поскольку война для них была бизнесом, и конечная цель была добыча, а не доблесть. Поэтому у них и развились хитрость, коварство и дипломатия как средства достижения целей. Более того, бандитская  воинственность научила их организовываться и почитать иерархию, поскольку в результате все выигрывали и получали свою долю добычи, большую или маленькую.

Я в этом вижу идеологическую логику сегодняшнего дня. Идеалистическое воспитание армянина - быть готовым жертвовать жизнью ради родины дает плоды, но ее постоянное давление изнуряет. Исторически сложившаяся воинственная идеология тюркских племен добиваться выгоды в грабеже и отбирании чужого не изнуряет а воодушевляет лидеров этого народа. Воинственность не в смысле храбрости, а в смысле использования войны в целях наживы. Их слабая сторона - это трусость, поскольку они воюют для выгоды, и никогда не пойдут против равной силы. Скорее они нападут если будут уверены в своем подавляющем превосходстве.

Ситуация сможет сбалансироваться только если армяне научаться находить выгоду в сегодняшней ситуации. Извлекать выгоду в том что есть. Добавить воинственность-бизнес к своей храбрости. Добавить умение организовываться для достижения большего. Это идеологически близко к расхожему мнению о преимуществе наступления по отношению к обороне. Я намеренно идеализирую краски чтобы передать мысль, точность описания вторична.
Previous post Next post
Up